Касаткин Н.И. Весна. Горящее поле. 2004 год Касаткин Н.И. Весна. Горящее поле. 2004 год Пронькин В.И. Арлекин Пронькин В.И. Арлекин О технике акварели Приемы составления смесей на палитре в акварели те же, что и в масляной живописи, но ... Подмалевок Подмалевок в технике многослойной живописи имеет несколько иное назначение, чем перва ... Незнайкин Г.И. Берёзы 1986 год Незнайкин Г.И. Берёзы 1986 год |
Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » О технике и материалах рисунка и живописи |
Вводная беседа
Художественный образ в изобразительном искусстве воплощается в материале. Поэтому художник должен хорошо знать свой материал, уметь им пользоваться. В живописи большое значение имеют построение живописнокрасочной поверхности, выбор и подготовка в этих целях соответствующих холстов, грунта, красок, знание различных технических приемов. «Материалы, которыми ты пишешь, — указывал известный живописец и большой знаток техники изобразительного искусства П. П. Копчаловский, — надо знать, понимать их свойства и особенности, тогда они и мешать писать не будут, а будут лучшими твоими помощниками». Невозможно овладеть даже азами живописи, если с изучением натуры не увязывать самым тесным образом изучение техники живописи и рисунка. |
Организация рабочего места
Чтобы вести занятия живописью и рисунком без помех, с настроением, в обстановке творческой сосредоточенности, необходимо иметь если не мастерскую, то оборудованный рабочий уголок. Лучше всего выбрать место у северного или северовосточного окна, тогда на протяжении всего дня условия освещения модели и холста пе будут резко меняться. Ровное рассеянное освещение очень удобно для работы. Но не у всех самодеятельных художников имеется возможность выбрать место для занятий у северного окна, да и нельзя неизменно ставить натуру только в условиях рассеянного освещения. Если придется устраиваться работать у южного и югозападного окна, то на время, когда в комнату падают слепящие солнечные лучи, мешающие писать, можно завешивать окно подсиненными белыми занавесками, калькой или отодвигать мольберт и натуру в глубь комнаты, чтобы па холст пе падали яркие пятна солнечных лучей.
В тех случаях, когда задумаете писать натюрморт в контрастном солнечном освещении, то и холст поставьте на'хорошо освещенное место, но так, чтобы на него не падали прямые лучи света. Нельзя писаггь в полутьме ярко освещенную натуру: глаза устанут от постоянного резкого перехода от свет;: к полутьме. Первое правило выбора места для занятий: освещенность холста (или рисунка) не должна резко отличаться от освещенности натуры. Второе правило: свет на холст (или рисунок) должен падать обязательно слева, Рискованно писать против света: пострадает зрение. |
Приспособления для занятий на открытом воздухе
Занятия летом надо чаще всего вести на плейере. Да и в другое время года художники сочетают работу в мастерской с регулярными выездами па этюды. Ведь во многих сюжетных картинах, портретах, не говоря уже о пейзаже, а также и в некоторых натюрмортах изображение природы имеет большое значение. Вы уже знаете, что при выборе места для этюда надо найти выгодную для композиции пейзажа точки зрения. Тут же надо позаботиться и о том, чтобы яркий солнечный свет или рефлексы от неба, от зеленой кроны дерева не падала на холст. Иначе их цветовые оттенки, окрашивая холст то в голубоватосеребристый, то в золотистый или зеленоватый цвет, а то покрывая его разноцветными пятнами, крайне затруднят поиски цветовых отношений. Слепяще яркий свет солнечных лучей, прямо падающих на холст, не только утомляет глаза художника, но, как правило, приводит к неудаче в самой работе над этюдом. |
Односеансные рисункм, наброски и зарисовки
Первые задания па каждом курсе предусматривают выполнение с натуры рисунков длительностью не более 3—4 часов, т. е. за один сеанс работы. На них начинающий художник, вопервых, должен усвоить азы компоновки изображения на листе и научиться передавать основные пропорции предметов натуры, конструкцию и объемность форм в конкретных условиях освещения, вовторых, ознакомиться с соответствующими материалами и правилами пользования ими. |
Материалы для карандашных рисунков
Односеансные рисунки можно делать, пользуясь обычными графитными карандашами, плотной, хорошо проклеенной, а потому выдерживающей поправки бумагой. Карандаши бывают твердые и мягкие. Обозначения на деревянной оправе грифеля буквой М или В определяют мягкие номера, буквой Т — твердые (№ 1М тверже № 2М, а № 6М— самый мягкий карандаш; номера от Т, 1T до 5Т означают повышение степени твердости, причем 5Т — самый твердый карандаш). Выбор карандаша определяется конкретной задачей рисунка, особенностями натуры, а также склонностями рисующего к той или иной мамере пополнения. Допустим, вам нужно слегка наметить изображение на листе, строго построить конструкцию, поточнее найти пропорции. Здесь подойдут карандаши! «Пионер» №№ 1—2М или «Конструктор» №№ 1—2В, дающие легкие и четкие штрихи. Но вот поставлен натюрморт, который отличается контрастностью освещения, а предметы — большим различием тонов (белая чашка, кусок черного хлеба). И фактура предметов в этой постановке разнообразная: от жесткого фаянса до пористой мякоти и глянцевитой корочки хлеба. Теперь выгоднее взять карандаш помягче—«Школьник», «Комсомольский», а еще лучше, если есть, «Кохинор» №№ 2В — 3В. |
Как держать карандаш
Некоторые начинающие художники держат карандаш так же, как и при письме. Это неправильно. Карандаш надо держать так, как показано на рис. 18 а, прикасаясь к поверхности бумаги только грифелем и изредка мизинцем. При этом движения кисти руки свободны, она и заправляет штрих по форме разнообразно, как бы выстилая ее штрихами (см. приложение, илл. 1). Да и рисунок рука не затирает, не размазывает и не мешает видеть весь целиком. Протянутая рука, держащая карандаш довольно далеко от острия грифеля, удерживает художника на расстоянии, необходимом для целостного восприятия рисунка. Начинающим художникам с непривычки трудно рисовать именно так: неумелой руке неловко держать карандаш поновому, она быстро устает в вытянутом положении. |
Как делать рисунок карандашом
В начале работы над рисунком, когда намечается общая форма в целом, свободно наносят размашистые штрихи, охватывающие всю массу изображаемого предмета. Быстро переключаясь с наметки его низа и верха к засечке легкими штрихами справа и слева, отсекают другими штрихами не контур, а скорее всего место, которое занимает в пространстве объем предмета. Художник держит карандаш далеко от острия (рис.186). Так же надо держать карандаш и при завершении рисунка обобщающей широкой штриховкой. В середине работы, на стадии деталировки, можно передвинуть пальцы несколько ближе к острию (рис. 18 в). Но н в этом случае касайтесь бумаги только грифелем и мизинцем, а не боком ладони, иначе затрете и смажете рисунок. Во время работы надо смотреть не на острие карандаша, а как бы забегать глазом вперед, куда должна быть доведена линия (вспомните совет П. Чистякова заранее представлять себе, что «отсюда сюда — форма такая»). В ходе лепки формы штрихи наносят очень разнообразно, значит, и рука с карандашом должна поразному изгибаться в кисти.
|
Чем и как исправлять рисунки
Основные поправки делают карандашом, не стирая ранее намеченное построение формы. Если же стереть первоначальные наметки, то невольно можно повторить ошибку. Кроме того, исправление рисунка надо вести на основе сравнения одной наметки формы с другой, более точной. Обобщение тонов, как и поправки в тональном решении рисунков, делают, однако, не только карандашом, по и резинкой. Ею снимают силу штриховки, если нужно, в самых светлых местах рисунка. Зачищать резинкой рисунок нельзя, затирать штрихи, «замусоливать» изображение тоже недопустимо. Надо именно смылшгь излишнюю силу тона прикосновением грани резинового брусочка к рисунку или легкими взмахами резинки «сбрасывать» штрихи, не повреждая при этом поверхность бумаги. |
Зарисовки и наброски
Карандашом выполняются также альбомные зарисовки и наброски продолжительностью 5—10 или 20—30 минут. Уже в на!чале занятий важно четко разобраться в задачах этого вида рисунков. Одни рисовальщики полагают, что надо молниеносно схватывать все детали, в одно мгновение сделать такой же рисунок, который делали прежде за тричетыре часа; другие, наоборот, ограничиваются в наброске приблизительными, схематичными наметками силуэта и поспешно начинают следующую зарисовку, чтобы «набить руку». Те и другие понимают задачи набросков неверно. Научиться метко схватывать в натуре самое существенное, характерное и передавать это самыми скупыми, но и самыми выразительными средствами — вот в чем увлекательная задача краткосрочных зарисовок и набросков. |
Рисунок пером
Рисунки пером можно увидеть во многих книгах, на страницах журналов, газет. Это очень распространенный вид графики. Но ошибаются те, кто ограничивает перовые рисунки лишь областью книжной или журнальной иллюстрации. Пером виртуозно владели многие выдающиеся мастера живописи, и среди них особенно выделяется Рембрандт, перовые рисунки которого очень живописны и неувядаемо свежи (см. рис. 26).
Техника рисунка пером скупа четкая или прерывистая черная линия, штрихи, нанесенные в различном направлении, иногда заливки тушью. Но изобразительные возможности ее неисчерпаемы. Различают очерковые «контурные» и перовые «тональные» рисунки. Именно эти рисунки помогают начинающим художникам понять, что такое «живая линия» и чем отличается выразительный линейный рисунок от сухого чертежа, который однообразной, как проволока, линией обтягивает силуэт предмета. Быстрый очерк пером позволяет художнику схватить мимолетное движение и в то же время помогает сделать намек на объемность формы (рис. 4). |
Гризайльные наброски
Широкой акварельной кистью №№ 16—20 выполняются наброски коричневой или черной краской, позволяющие быстро и живописно передать крупные массы форм, яркие контрасты света и тени и декоративные сочетания тонов (см. приложение, илл. 2). Мы не случайно упомянули широкую акварельную кисть, так как наброски очень тонкой кистью малого номера ничем не будут отличаться от рисунков линией. А хорошей широкой кистью можно нанести как широкий мазок, так и тонкую линию. Она может быть насыщена влагой и краской для заливок, а может лишь касаться зернистой поверхности бумаги, если влагу с кисти стряхнуть и нанести мазок полусухой кистью. Необходимо учиться чувствовать, насколько надо увлажнить кисть, чтобы свободнее владеть техникой акварели. |
Рисунки углем
Рисунки углем наиболее живописны. Они отличаются богатством тоновых переходов — от глубоких бархатистых штрихов широкими мазками до легких серебристых тушевок. Углем можно наносить острые, четкие штрихи, работать плашмя или размазывать пальцами. Сочетание этих приемов дает богатые технические возможности для очень выразительного изображения. Разобранный выше рисунок Тициана и большой портрет углем работы В. Серова помогут вам представить возможности этой техники (см. приложение, илл. 1.7). Заточенным наискось углем можно наносит, и тонкие линии, и широкие мазки, делать засечки или мягкие переходы полутонов. Можно использовать и растушку, свернутую из бумаги или замши. Рисовать углем можно, кроме белой, и на серой, обойной бумаге, на холсте (под живопись), на картоне. Работать им лучше всего на листах большого размера. Уголь легко смахивается тряпочкой, выбирается мякишем хлеба, но втирать его нельзя, в противном случае не помогает и резинка, появляется грязь в рисунке. |
Соус
Так называют материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых черных, палочек, обернутых фольгой. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Он имеет большую красящую силу и дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градации между ними. Соусом можно делать и быстрые наброски, и длительные, тщательно моделированные рисунки. Сухим способом работают соусом примерно так же, как и углем, добиваясь при помощи растушкн переходов от светлых тонов к более темным. |
Сангина
Сангина привлекательна своим красивым теплым тоном, коричневатым или красноватым. Продается она набором, в виде коротких брусочков, каждый набор имеет тот или иной оттенок. Выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело можно рисовать красноватой сангиной, а пейзаж — сангиной цвета сепии, сероватокоричневого цвета. Иногда сангину комбинируют с углем, который дает холодные оттенки, живописно контрастирующие с теплыми оттенками сангины. Техника работы в этом материале характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. |
Рисунок «под живопись»
Известный советский художник Дейнека говорит: «Живописец должен в совершенстве владеть рисунком... Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это, в свою очередь, приводит к крайне неряшливой и небрежно исполненной живописи».
В подлинной живописи цвет всегда гармонирует с формой, обогащает ее. Поэтому большое значение имеет не только умение живописца рисовать, но и навыки выполнения рисунка па холсте, который предваряет работу в цвете. Такие рисунки имеют некоторые технические особенности в отличие от станковых. Рисунок на холсте должен помочь вести работу красками, а не мешать ей. Это означает, что в рисунке, вопервых, точно намечается место каждой формы, передаются пропорции и характер модели. Надо следить за тем, чтобы рисунок не сковывал кисть, оставляя возможность уточнять и лепить форму кистью. Вовторых, рисунок «под живопись» выполняют такими материалами, которые не примешиваются к краске и не загрязняют цвет в этюде. Начинающий художник обычно прочерчивает контуры предметов, а потом растушевывает краски в пределах этих очертаний. |
Рисунок в декоративно-оформительских работах
Выше мы говорили о рисунке, в котором все усилия художника направлены к тому, чтобы на плоскости листа создать изображение глубокого пространства и передать объемность форм предметов, расположенных на различных планках в этом пространстве. Поэтому линия в подобном рисунке должна следовать за поворотами граней, образующих объем форм, должна стать пространственной^ или, как говорят художники, «живой». Но если рисунок очерчивает орнамент, узор или шрифт, то нет надобности, чтобы линия передавала свет и тень, пространство, объем. Наоборот, здесь необходимо утвердить плоскость, связать изображение с поверхностью декорируемого предмета (стенда, стенгазеты, альбома, бордюра на стене и т. д.). Следует также четко, строго построить контур шрифта, узора или элементов орнамента. |
Работа над длительными рисунками
Краткосрочные рисунки необходимо чередовать с более длительными, позволяющими полнее изучить пластические особенности натуры и выдвигающими перед художником более сложные задачи. Поэтому с самого начала возникают вопросы технического и методического характера.
Длительные рисунки выполняйте более систематично, последовательно, с более четким знанием технических возможностей материалов. В работе над многосеансными рисунками необходимо: 1) уметь выбрать материал и технические приемы, соот ветствующие характеру натуры, замыслу, особенностям ком позиции; 2) остро почувствовать и сохранить до конца работы пер вое впечатление от натуры, а значит, поддерживать свежесть рисунка и, если в процессе моделировки появилась всетаки некоторая вялость или пестрота, уметь освежить работу за вершающим обобщением. Одним из важнейших условий успешного выполнения многосеансных рисунков и этюдов является последовательность в работе над ними. |
Как вести длительный рисунок карандашом
Начиная многосеансную работу, надо помнить, что перечерненный рисунок имеет неприятный вид и напоминает, по меткому выражению Чистякова, «печную заслонку». Карандашному рисунку свойственна серебристая, мягкая тональность, всякий раз согласованная с тональностью патуры. Но эта серебристость не имеет ничего общего с «серостью» рисунков некоторых начинающих художников, у которых получается однообразие в рисунке потому, что вяло передаются различия тонов, контрасты света и тени, однообразная тушевка не лепит, а «сплющивает» форму. Четко показать переходы светотени: свет, тень, рефлекс в тени, основные полутона в свету, ясно выявить разницу предметов по светлоте — вот что нужно для живой мггрпхорхи рисунка. |
Рисунок на тонированной бумаге
Листы чистой бумаги имеют различные оттенки — от голубоватозеленоватого до золотистого или розоватого. Искусные рисовальщики используют это свойство бумаги, выполняя один рисунки па листах более холодного, а другие — более теплого оттенка. Например, обнаженную модель нередко выгоднее рисовать на розоватой бумаге, а гипсовые слепки — па зеленоватоголубоватой. Можно и искусственно придать бумаге различные топа, делая заливку чаем, кофе, акварелью. Перед тонировкой лист бумаги обязательно наклеивают па планшет, как под акварель, чтобы от увлажнения он не покоробился. |
Масляная живопись - основания под масляную живопись
Этюды рекомендуется выполнят!, как масляными красками, так и акварелью. Параллельное изучение масляной живописи и акварельной техники помогает скорее овладеть основами живописи и расширяет технический кругозор худок Каждая названная техника имеет своп особенности, различен и выбор материалов. Начнем беседы о масляной живописи, затем перейдем к акварели. В конце кратко коснемся и других техник, овладеть которыми тоже полезно.
Широко распространенный и по традиции считающийся важнейшим вид живописной техники — масляная живопись получила название от основного связующего вещества — растительного масла. Нередко, когда указывают, в какой технике написан этюд, пишут кратко: «масло».
|