Рисунок на тонированной бумаге
Листы чистой бумаги имеют различные оттенки — от голубоватозеленоватого до золо ...

Рисунок В. Серов. Портрет Шаляпина. Уголь.


Василенко А.С. Ковёр самолёт 1972 год
  Василенко А.С. Ковёр самолёт 1972 год

Желобок В.Ф. Вифлиемская звезда. 2003 год
  Желобок В.Ф. Вифлиемская звезда. 2003 год

Изображение человека
Параллельно с указанными занятиями необходимповсе дневно вести зарисовки отдельных фи ...

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » О технике и материалах рисунка и живописи » Рисунок пером

Рисунок пером

Рисунки пером можно увидеть во многих книгах, на страницах журналов, газет. Это очень распространенный вид графики. Но ошибаются те, кто ограничивает перовые рисунки лишь областью книжной или журнальной иллюстрации. Пером виртуозно владели многие выдающиеся мастера живописи, и среди них особенно выделяется Рембрандт, перовые рисунки которого очень живописны и неувядаемо свежи (см. рис. 26).
Техника рисунка пером скупа четкая или прерывистая черная линия, штрихи, нанесенные в различном направлении, иногда заливки тушью. Но изобразительные возможности ее неисчерпаемы. Различают очерковые «контурные» и перовые «тональные» рисунки. Именно эти рисунки помогают начинающим художникам понять, что такое «живая линия» и чем отличается выразительный линейный рисунок от сухого чертежа, который однообразной, как проволока, линией обтягивает силуэт предмета. Быстрый очерк пером позволяет художнику схватить мимолетное движение и в то же время помогает сделать намек на объемность формы (рис. 4). Пространство передается в рисунке пером не только с помощыо линейной перспективы, но и четким распределением штрихов различной тональности и разного характера; дальний план передается очень легкими, иногда прерывистыми линиями, а передний — жирными штрихами, насыщенными черными линиями (рис. 22).
Н. Куприянов Пейзаж Перо
В рисунке ВанГога (рис. 23) мы видим, как изображение соткано из фигурных штрихов, точек, запятых, по тону четко распределенных согласно тем отношениям, которые были характерны мотиву. Нередко используется в перовом рисунке и живописная манера, придающая изображению особую воздушность, пластичность и цветность, насколько можно передать различия предметов по светосиле их •цвета в рисунке (см. приложение, илл. 8). К ней близка, но более лаконична и контрастна чернобелая манера: широкая силуэтная заливка теней тушью без штриховки полутеней, тонко найденная по своим пропорциям в отношении к белым пятнам бумаги, которые оставляются на месте освещенных участков форм. Уже этот краткий перечень дает представление о богатствах, которые таятся в скупой технике перового рисунка. Перовые рисунки требуют особой напряженности, внимания и энергии, заставляя рисующего извлекать из натуры только самое существенное, характерное, и этим развивают глаз и способность представить перед своим умственным взором обобщенный образ изображаемого мотива. Большое воспитательное значение этих рисунков заключается еще и в том, что они приучают к строгости построения и лепки формы, точности и уверенности в работе. Штрихи тушью не стираются резинкой (их можно только выскабливать лезвием безопасной бритвы), поэтому эта техника требует рисовать наверняка.
Гусиное перо
 Зарисовки и наброски получаются живее, если их делать с натуры сразу пером, без предварительной наметки карандашом. Теперь вам должно быть ясно, что было бы неправильно свести рисунки пером к обводке контуров. И в этом рисунке надо вести работу от выявления основных объемов, лишь завершая ее подчеркиванием границ форм, где они видны четко. Как и рисунки карандашом, перовые работы начинают с наметки основных пропорций точками или короткими штришками. Тут же отсекают затененную часть основных форм широкой размашистой штриховкой. Затем прорабатывают полутени или закрывают формы штриховкой в целом, если светотень мягкая и ясно различаются живописные пятна основных тонов мотива. .Можно сначала широко прописать рисунок в тенях жидко разведенной тушью, а потом работать пером по высохшей заливке (иногда работают пером и по влажной заливке). Штриховка пером ведется по форме, ибо небезразлично и здесь, как положить штрихи. Штрих не должен бесконечно повторять очертания предметов; он как бы лепит их форму, лежит на ее поверхности. Надо связывать направление пера с поворотами грани формы. Так, кривые линии уместнее на округлых предметах, прямые — на ровной поверхности. Но это, конечно, не рецепт, каждый раз надо пробовать различные приемы, отбирая наиболее выразительные. Не вдавайтесь в излишнюю деталировку, чтобы ни на один миг не упустить из виду целое, основные тональные отношения, общий вид натуры. Рисунки пером выполняются на плотной и гладкой бумаге чтобы острие пера не рыхлило ее и свободно двигалось по листу в различных направлениях, а тушь не растекалась. Поэтому не годится бумага, имеющая жировые пятна или крапины древесины, на которых штрихи тушью будут растекаться. Однако и очень гладкая, глянцевая бумага тоже не всегда пригодна для рисунка пером, так как штрихи с трудом ложатся на такую бумагу. Можно использовать мелованную бумагу, на которой по черным заливкам тушью иногда выгодно сделать процарапывания иглой или сухим пером. Эти белые штрихи по черному очень декоративны и выразительны. Рисуют и на фотобумаге, предварительно закрепленной в гипосульфите при красном свете. Надо попробовать разные сорта бумаги, разные манеры и приемы решения рисунков пером, отыскивая наиболее близкие своим склонностям и характеру натуры. Не менее интересны и пробы разных видов перьев. Ведь рисовать можно и обычным металлическим пером (лучше медным и без утолщения на кончике), и гусиным, очень податливым пером, пером из тростниковой палочки, из крыльев крупных птиц. Можно приобрести зубочистку, которую надо только удлинить, вставив в нее круглую палочку от старой тонкой кисти. Гусиное перо очините (рис. 23) и сделайте надрез от кончика вверх, как у металлического пера, для отекания туши.
Тушь
При работе не наклоняйтесь к листу, касайтесь бумаги только мизинцем и держите рисунок на расстоянии полусогнутой руки. И здесь это необходимо для правильного, целостного обзора рисунка и для большей свободы движения кисти руки, что дает возможность штриховать пером в разных направлениях. Напомним, что правильное положение рисующего относительно мольберта ограждает его и от увлечения очень тонкой, еле заметной штриховкой. Штрихи в рисунке пером должны быть достаточно толстыми, а не «волосяными». Особенно это относится к перовым рисункам, предназначенным для воспроизведения в печати (для того чтобы имелась возможность уменьшить оригинал и получить четкую репродукцию). В карманных альбомах можете делать путевые зарисовки пером автоматической ручки, для которой приобретите черные чернила. Правда, штрихи этим пером получаются не такие разнообразные, но оно удобно в пути.
Тушь бывает жидкая во флаконах и сухая в плитках (китайская), последняя наиболее высококачественна: имеет глубокий бархатистый тон, удобна в работе, не забивает перо и не смывается с бумаги после высыхания. Но каждый раз перед работой сухую тушь надо растирать на блюдечке с водой. Густочерный раствор сливают в пузырек и рисуют. Жидкая тушь чаще употребляется для рисунков, в которых каждый штрих должен быть одинаково черным (для иллюстраций к печати это особенно важно). Однако заливки сухой тушью красивее. Для удобства в работе пузырек с тушью надо закрепить на столе (рис. 24).
Тушью можно рисовать и палочкой, поразному остругивая ее конец (в виде лопаточки или на острие). В рисунках палочкой эффектны и штрихи подсыхающей тушью, похожие на мазки сухой кистью. Рисуют не только тушью, но и бистром, коричневатой краской, которую самому нетрудно приготовить. Достаньте отходы букового дерева. Сжиганием его получите сажу. Соберите ее, прокалите на сковороде над медленным огнем.
От степени прокаливания зависит цвет будущей краски: от рыжеватокоричневого до сероватого. После прокаливания сажу разотрите с водой на каменной плите каменным пестиком (курантом). Затем эту массу промойте водой и смешайте с камедью — клейким соком вишневого дерева или с гуммиарабиком. Вместо камеди можете взять декстрин, в который надо добавить дветри капли глицерина. В смеси с клеем вы получите комочки краски, мягкие, как воск. Этим раствором рисуйте пером и кистью, получите очень красивый тон. Похожую на бистр и тоже красивую краску получают из цикория. 250 г его заваривают в 1 литре воды и кипятят на медленном огне 3—4 часа. Полученный отвар процеживают через марлю, добавляя на литр 100 г алюминиевокалиевых квасцов (продаются в аптеках). Пигмент из отвара осаждают раствором соды в воде, а осадок после сливания воды высушивают в фарфоровой чашке. Дальнейшее приготовление краски аналогично предыдущему. Таким образом можете обеспечить себя краской для рисунков пером и заливками.

 (голосов: 1)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Рисунок на тонированной бумаге
  • Чем и как исправлять рисунки
  • Как вести длительный рисунок карандашом
  • Рисунки углем
  • Как делать рисунок карандашом



  •