Натюрморт
Учиться видеть натуру глазом художника, учиться наблюдать в окружающей действительнос ...

Васин В.А. За вязанием
  Васин В.А. За вязанием

Руднев Л.И. Осенняя пора. 2005 год
  Руднев Л.И. Осенняя пора. 2005 год

Различные наброски и зарисовки из жизни
 В летнее время на начальном курсе особенно много надо работать над зарисовками и наб ...

Василенко А.С. На стройку 1977 год
  Василенко А.С. На стройку 1977 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » О технике и материалах рисунка и живописи » Масляная живопись - грунтовка холста

Масляная живопись - грунтовка холста

После просушки второго слоя проклейки посмотрите холст па свет — нет ли пор. Если они есть, то лучше нанести еще слой слабого клеевого раствора, чтобы окончательно предупредить проникновение грунтовки на обратную сторону холста. Затем, после окончательной просушки холста и проверки качества проклейки, переходят к грунтовке. Качество грунтовки чрезвычайно влияет на сохранность и испол нение живописи. Небрежность в этом, кажется простом, деле губит тот тяжелый труд, который вкладывает живописец в свое произведение, зачастую уже под кистью. К тому же грунтовка только неискушенному человеку кажется несложным делом. Если бы это было так, то производство хороших грунтованных холстов давно наладилось бы, а пока даже фабричные грунты страдают серьезными недочетами. Это налагает на художников обязанность самим овладевать грунтовкой, овладевать серьезно, профессионально.
Грунт — это связующее звено между холстом и красками, писать на незагрунтованном холсте нельзя. Если грунт приготовлен плохо, то он будет тянуть масло, по нему трудно писать кистью, краски будут тускнеть, терять равномерный блеск, жухнуть, т. е. на картине появятся матовые пятна. Возможно и почернение живописи. Грунт не должен вызывать растрескивание красочного слоя или осыпание его. Плохо, если на изгибе грунтованного холста появятся трещины. Холст не должен трескаться в том случае, если провести ногтем снизу по полотну, натянутомуна подрамник (делать это надо осторожно, с края холста). И очень важно также, чтобы грунт был белым, без полос и пятен, и чтобы фактура холста не забивалась грунтовкой: на таких холстах и писать легче, приятнее. Рецептов и видов грунта существует много. Рекомендуем начать с простейших способов. Это поможет вам разобраться и в более сложных рецептурах грунтов.
Простейшие грунты. Мы рекомендуем для начала яичноэмульсионный грунт, простой в изготовлении, быстро просыхающий и особенно удобный для этюдной живописи. Для грунтовки одного холста возьмите: сухого столярного клея 15 г. воды 300 см3 (1 и 12 стакана) белил цинковых сухих 50 г. (14 стакана) мела в порошке 150 г. (34 стакана) Если не найдете сухих белил и хорошего мела, возьмите среднюю банку цинковых гуашевых белил. Для приготовления эмульсии нужно также одно крупное или два мелких куриных яйца. Приготовив и остудив клеевой раствор, влейте в него желтки (удалив белки) и все перемешайте до получения однородной массы — эмульсии. В готовую эмульсию добавляют, помешивая ее, белила и мел (или только гуашевые белила) до густоты сметаны. Полученным составом равномерно покрывают холст в дватри слоя, хорошо, просушивая каждый слой перед нанесением следующего. Наносить эмульсию надо широкой кистью (флейцем) или щеткой. При этом нельзя проводить кистью по свежему слою эмульсии второй раз, иначе она местами отлипнет и не даст ровного покрытия. Загрунтованный таким способом холст сохнет быстро, но лучше его выдержать тричетыре недели при обычной комнатной температуре. Ускорять сушку нагревом нельзя, поэтому надо грунтовать холсты заранее, до начала занятий по живописи. Указанный грунт может придать этюду равномерную матовость, что не является недостатком живописи.
Другой способ грунтовки предложен Д. Кипликом, который рекомендовал начинающим художникам эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами. Не везде можно достать сухие цинковые белила в порошке. Вместо того чтобы полностью заменять их мелом, как это делают некоторые, ухудшая тем самым качество эмульсионного грунта, лучше поступить так. Составьте средней густоты раствор столярного клея и добавьте в него тонко растертый мел до густоты сметаны. Сюда введите тюбиковые белила в количестве от 2 до З ч объема смеси клея с мелом. Чтобы лучше смешать состав, бел,ила с клеем и мелом толкут торцом круглой щетинной кисти до получения однородной массы. Затем добавляют необходимое количество воды, чтобы готовой эмульсией облегчить грунтовку проклеенного и хорошо высушенного холста. Если перебрали белил из тюбика, то густую массу придется разжижать небольшим количеством скипидара. Этот грунт требует выдержки до одногодвух месяцев. *Можно *предложить и клеевой грунт, приготовление которого еще проще, но способность тянуть масло из красок велика. Клееной грунт очень прост: па хорошо *высушенный *после проклейки холст наносят смесь столярного клея с мелом или смесь того же клея с мелом и сухими белилами, взятыми в равных пропорциях. Особенно хорошо пользоваться рыбьим клеем. Концентрация рыбьего или столярного клея — 1 : 15, 1 : 20. Смесь жидкого клея с измельченным и хорошо просеянным мелом должна быть не гуще жидкой сметаны. Очень большое количество мела в составе грунта придает ему рыхлость, он сильнее тянет масло из красок.
Рыбий клей обеспечивает наибольшую плотность и эластичность клеевого грунта. При увеличении пропорции клея рекомендуется добавлять желток яйца, чтобы избежать жесткости и растрескивания грунта. Для второго слоя грунтов многие мастера обязательно бет'т не только мел, но и сухие цинковые белила — смесь того же клеевого раствора с мелом и сухими белилами, взятыми поровну. Холст, покрытый клеевым грунтом, готов к работе через дватри дня. В этом преимущество данного грунта. Кроме того, масляные краски хорошо связываются с ним, быстрее просыхают и не растрескиваются, как это бывает на масляном грунте. Но при составлении клеевого грунта на глаз возможны ошибки, вследствие которых получается чрезмерно «тяну, щая» или рыхлая основа.
Протирание такого грунта масляной ваткой перед работой и даже дополнительная проклейка слоем желатина не всегда предотвращают сильное помутнение красочного слоя. Некоторые художники советуют «пройтись» по клеевому грунту слоем жидко разведенных свинцовых белил. Белила разводят смесью скипидара и мастикового лака (1 : 1), вследствие чего получается уже полумасляпый грунт. Наносят грунт флейцем или щеткой для одежды очень тонким слоем и равномерно. После этого холст сушат 5—6 дней. Указанные грунты хороши для первого этапа обучения. Овладев этими грунтами, переходите к более сложным. Сложные грунты. Эмульсионный грунт по составу и но свойствам занимает промежуточное положение между клеевым и масляным. На нем можно делать подмалевки как масляными красками, так и акварелью, темперой, писать как аляприма, так и приемами многослойной, лессировочпой живописи. Доброкачественный эмульсионный грунт нерастворим в воде, эластичен и не требует большой выдержки. Он может быть готов к употреблению через два дня, хотя и желательна его выдержка до двух месяцев, если стремятся получить полную гарантию длительной сохранности картины. Слои масляных красок хорошо связываются с эмульсионным грунтом, так как последий тоже тянет масло, по гораздо умереннее, чем клеевой грунт. Если от недостатка масла в составе эмульсии всетаки получился сильно тянущий грунт, то ему легко придать необходимые свойства дополнительной проклейкой желатином или промасливанием. Если же эмульсия была приготовлена так небрежно, что на грунте желтыми пятнами выступает масло, то без риска пожуханий писать на нем невозможно. Преимущество эмульсионного грунта заключается в том, что слои эмульсии лучше выявляют фактуру холста, как бы обволакивая его зерна.
Приготовление эмульсии требует опыта и сноровки. Чтобы клеевой раствор лучше соединился с маслом в однородную жидкость эмульсии, сначала в клей добавляют лишь часть указанной в рецептуре нормы воды. С очень жидким клеем масло соединяется с трудом, а то и вовсе отделяется и плавает па поверхности клеевого раствора. Более крепкие растворы клея лучше соединяются с маслом. Для приготовления эмульсии клеевой раствор, содержащий лишь часть указанной в рецепте воды, наливают в бутылку, а затем постепенно добавляют к нему масло, непрерывно взбалтывая содержимое бутылки, пока не получится совершенно однородная белесоватая жидкость.
В хорошо приготовленной эмульсии легко растворяется остаток воды, который не долили в клей. Если же при этом отделилось масло, то надо вновь сильными взбалтываниями восстановить эмульсию. Добавлением небольшого количества мыла или нашатырного спирта можно исправить неудавшуюся эмульсию. Приготовив, наконец, доброкачественную эмульсию, в нее добавляют сухие белила и мел до густоты жидкой сметаны. Рецептура эмульсионного грунта: 1. Столярный клей 20 г (половина большой плитки) Вода для клеевого раствора 100 см3 Олифа натуральная льняная 100 см3 Сухие цинковые белила 110 г (3 4 стакана) Мел тонкого помола 35 г (3 4 стакана) Вода для разбавления эмульсии 100 см3 (полстакана) 2. Желатин технический 20 г Вода для клеевого раствора 200 г (один стакан) Сухие цинковые белила 100 г. (полстакана) Олифа натуральная льняная 40—100 см3 (от 15 до 12 стакана) Вода для разбавления эмульсии 100 см3 3. Казеиновый клей. 10 г Вода для клеевого раствора 60 см3 Нашатырный спирт 4 см^3 Льняное вареное масло 50 см3 к эмульсии прибавить: Цинковых белил 105 г Воды 220 см3 Эмульсию наносят на хорошо проклеенный н зачищенный пемзой холст после высыхания проклеек. Плотные холсты легко грунтовать масляными грунтами. Достаточно бывает одной проклейки холста очень слабым раствором желатинового клея (1 часть клея на 20 частей воды), который наносят на холст в горячем виде. Высушив проклеенный холст и очистив его пемзой от узлов, проверяют на свет, не осталось ли в проклейке пор. Иначе потребуется вторая проклейка с просушкой. Хорошо проклеенный холст закрывают свинцовыми тюбиковыми белилами, немного разведенными маслом. Наносят белила мастихином, сильно втирая их в выемки между нитями холста. Слой краски может быть очень тонким, когда хотят сохранить зернистую фактуру холста. Можно использовать и смесь свинцовых белил с цинковыми. Но одни цинковые белила для масляных грунтов не применяются. Такой грунт требует длительной (не меньше одного года) просушки в хорошо вентилируемом сухом помещении. Но и пересушивать его нельзя, так как передержанный масляный грунт особенно плохо сцепляется с красочным слоем. Масляные грунты почти не впитывают масло из красок, поэтому и не изменяют их тона, но поскольку красочные слои слабо сцепляются с масляным грунтом, то слишком пастозные рельефные лепки формы на этой основе невозможны. Этими грунтами чаще всего пользуются художники, которые любят красочный слой с блеском, живопись глубокого цветового тона и письмо с лессировками.
Цветные грунты. Можно пользоваться и цветными грунтами. В белила последнего слоя грунтовки можно добавлять немного сухой краски — черной, коричневой или какойлибо другой, в зависимости от того, какого оттенка грунт хотят получить. Это имеет смысл делать лишь тогда, когда собираются писать не слишком пастозмо, особенно в полутенях и тенях, и когда есть опыт настраивания живописи в задуманной тональности, с использованием цвета грунта как «камертона» живописи. Цвет грунта влияет на .состояние красочных слоев. На грунте теплого цвета легче выдержать живопись в теплом колорите, на сером грунте — в серебристых тонах, на темном грунте — в темных тонах. Вот почему цветной грунт в живописи сродни камертону в музыке. Начинающим художникам, злоупотребляющим резкими и предельно яркими красками — желтым кадмием вместо охр, красным кадмием вместо английской красной, полезно попробовать написать хотя бы один этюд па сером грунте, на котором обычная светлая охра звучит ярче оранжевого кадмия. Этот опыт поможет уяснить возможности неярких земляных красок, если их правильно сочетать с серебристыми и сероватоголубыми полутонами. Из бесед вы поняли, что есть грунты тянущие, сильно впитывающие масло из красок, а поэтому придающие красочному слою равномерную матовость, которую не следует путать с пожухлостью в виде изолированных пятен. Многие мастера живописи любили матовый красочный слой, привлекающий мягкостью и воздушностью оттенков.
Матовая живопись лучше смотрится при любых условиях освещения картины. Но чрезмерно тянущие грунты могут вызвать серьезные дефекты в состоянии красочного слоя. Поэтому их перед работой приходится промасливать сильно отжатой масляной ваткой или протирать чесноком, сок которого является лаком растительного происхождения. Грунты среднетянущйе, к которым относятся многие виды эмульсионных грунтов, также нередко перед работой проклеивают одним слоем слабого раствора желатинового клея (примерно 1 часть клея на 50 частей воды). В этом особенно нуждаются фабричные грунтованные холсты, способ приготовления которых художнику не всегда известен. Масляные грунты слабо тянут масло из красок, поэтому краски имеют свежий вид на этих грунтах. Но сцепление красочных слоев с масляным грунтом слабое, вследствие чего краски на многих картинах, написанных на масляных грунтах, осыпаются. Знание всех свойств различных видов грунтов приобретается практикой, поэтому надо пользоваться прежде всего грунтами собственного изготовления и пробовать разные способы грунтовки холста. Другие материалы для основания под масляную живопись Вы уже убедились в том, что холст — лучшее основание под живопись маслом. Но допустимо использование и других материалов. Однако во всех случаях надо обязательно соблюдать правила подготовки их под живопись, чтобы по возможности устранить недостатки этих материалов. Картон. Для живописи пригоден тряпичный и древес ный картон, по не гладкий, а достаточно шероховатый. . Подготовка картона для живописи проще, но писать па нем менее удобно, так как он не обладает упругостью холста и не имеет зернистой фактуры. Последний недостаток картона можно несколько поправить, обработав слой грунта торцом кисти или оттиснув на нем марлю, после того как он подвянет. Еще лучше оклеивать картон марлей, а потом грунтовать.
Перед грунтовкой картон пропитывают натуральной олифой и сушат дветри недели. Затем прокладывают дватри слоя свинцовых белил, жидко разведенных маслом, просушивая каждый слой перед нанесением следующего. Если картон коробится, его надо прибить к подрамнику, а потом грунтовать. Грунтованный картон бывает в продаже, но его приходится, как правило, покрывать одним слоем жидко разведенного желатинового клея, иначе живопись может пожухнуть. Бумага. Для этюдов несложных пейзажных мотивов (ветка дерева на фоче неба, куст и т. д.), для подготовительных этюдов к эскизам композиций можно использовать и бумагу (ватман, полуватман). Форматы листов должны быть небольшими, так как даже очень зернистая бумага недостаточно фактурпа, чтобы писать широкими и сильно рельефными мазками. Писать многоплановые пейзажные мотивы на бумаге не рекомендуем. Этюды фрагментов разных видов натуры на бумаге выполняли многие мастера, и эти работы .хорошо сохранились. Подготовка бумаги. Бумага должна быть па 2 см шире и длиннее картона, чтобы была возможность загнуть и наклеить ее на обратной стороне. Затем бумагу покрывают восковым раствором (5 весовых частей скипидара на 1 весовую часть пчелиного воска) и промасливают льняным маслом для живописи. Можно только промаслить бумагу. После этого необходимо хорошо просушить ее. Редко употребляемые материал ы. Стекло для натурных этюдов непригодно, но его лспользуют в декоративных работах.
 Многие самодеятельные художники спрашивают, как выполнять некоторые декоративнооформительские работы па стекле. Пишут по стеклу масляными красками, разведенными скипидарным лаком. Получаются фактически разноцветные лаки, которые наносят по заранее намеченным контурам очень тонкими слоями. Грунтовать стекло пет необходимости, но надо брать матовое стекло, чтобы краска не скользила по его поверхности и держалась крепче, чем па гладком. Придать матовость стеклу можно химическим способом. Некоторые художники писали этюды и на фанере, но небольшие, чтобы уменьшить риск растрескивания и коробления ее, однако через определенное время трещины всетаки появлялись и губили хорошие работы. Для наших заочников фанера неудобна еще и тем, что утяжеляет посылку с работами. К тому же грунтовка ее гораздо сложнее, чем подготовка картона под живопись. По этим же соображениям не можем рекомендовать дерево. Также не советуем пользоваться клеенкой, так как с одной стороны она очень гладкая и может приучить к «зализанной живописи», а с изнанки имеет такое переплетение тонких нитей, которое легко забивается грунтом и неприятно по фактуре для живописи. В стадии опробования находятся такие материалы, как древесповолокпистые плиты, всевозможные пластики, а также холсты, грунтованные па основе синтетического клея и эмульсий.

 (голосов: 2)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Масляная живопись - подготовка холста
  • Подмалевок
  • Масляная живопись - клей и его приготовление
  • Растворители
  • Темпера



  •