Родионов В.В. Родионова Н.П. Под оброзами. 1999 год
  Родионов В.В. Родионова Н.П. Под оброзами. 1999 год

Пронькин В.И. Коломбина
  Пронькин В.И. Коломбина

Организация рабочего места
Чтобы вести занятия живописью и рисунком без помех, с настроением, в обстановке творч ...

Пронькин В.И. Гуманоиды 2004 год
  Пронькин В.И. Гуманоиды 2004 год

Кузнецов Б.Н. Оренбургский платок 1980 год
  Кузнецов Б.Н. Оренбургский платок 1980 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » О технике и материалах рисунка и живописи

Как писать длительные этюды акварелью

Длительный этюд акварелью начинающему художнику труднее написать в технике аляприма, даже если в ней уже удачно выполнялись кратковременные этюды. Ведь в этом случае, как известно, усложняются задачи колористического решения этюда. В акварельных односеансных этюдах, выполненных в один прием, в одну прозрачную красочную прописку, часто ощущается недостаточная интенсивность красок. Слабый раствор красок, несмотря на правильно взятый цвет, передает как бы призрачный мираж, в котором предметы кажутся невесомыми и лишенными фактуры.
Когда таким способом изображается мотив, характерный воздушностью и нежностью колорита (туманное утро, туман в сумерки), то подобный этюд, даже выполненный «по сырому», производит свежее впечатление. Но в этюдах натюрмортов, а впоследствии и в этюдах головы и фигуры человека у начинающих художников появляется стремление както насытить цвет. Обычно они прибегают к наслаиванию густых, непрозрачных мазков акварельной краской. Этим достигается в какойто мере желательное уплотнение цвета, но только до го и поры, пока вода не испарилась из краски. Чем больше высыхает этюд, тем заметнее тускнеет и глохнет цвет густых мазков. Для достижения плотности цвета в акварели можно использовать другой прием: взять очень шероховатую, с глубокими «луночками» между зернами бумагу и наносить на нее краску, придавая мольберту почти горизонтальное положение.
 

Подробнее



Клеевые краски и пастель

Увлекаясь в основном масляной живописью, самодеятельные художники пренебрегают гуашью, темперой, редко пробуют работать пастелью. Между тем в этих красках таятся новые творческие возможности. Многие художники могли бы «найти себя», работая этими материалами. 

Подробнее



Гуашь

Как и другие клеевые краски, гуашь содержит в качестве связующего вещества клей, а следовательно, растворима в воде. Поэтому гуашью пишут в основном на бумаге или на картоне, как акварелью. Но в отличие от последней гуашь обладает сильной укрывистостью, непрозрачна. И техника живописи гуашью строится на приемах пастозного письма, корпусной лепки формы. Здесь невозможна лессировка, хотя нижележащие слои красок в некоторой степени влияют на цвет верхних слоев, ослабляя их яркость. Надо всегда учитывать и то, что гуашевые краски по высыхании светлеют примерно раза в четыре. Это создает известные трудности в работе, особенно в этюдах с натуры. Однако привыкнуть к этому можно, усвоив некоторые приемы.
 

Подробнее



Темпера

По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками. Современная фабричная темпера в качестве связующего содержит масляноказеиновую эмульсию (темперами называют краски, в состав которых в качестве связующих вводятся различного рода эмульсии). Следовательно, темперные кисти можно разбавлять водой и писать ими на бумаге. Можно разбавлять маслом и писать по картону или холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом, как масляными красками. Темперой можно выполнить панно на плотном полотне или на незагрунтованном холсте. Но такие работы не отличаются долговечностью, так как эмульсия слабо связывает живописный слой с основанием. Темпера широко применялась до изобретения масляных красок.
О ней вновь вспомнили в конце XIX века, когда выявились различные птороки в состоянии картин, выполненных маслом. Темпера имеет несомненные достоинства перед масляной техникой. Особой системы письма темпера не требует. Пишут ею довольно пастозно. Но лучше всего сочетать фактурные акценты с тонкослойными прописками. Порядок нанесения слоев темперы на прочность живописи не влияет, поэтому живописец имеет полную свободу в работе.
Красочная палитра темперы богаче масляных красок, так как связующее темперы — эмульсия — позволяет использовать такие пигменты, которые с маслом применения не имеют. Основное преимущество темперы заключается в мягких и своеобразных по фактуре живописных цветовых переходах и мазках, в которых широкие заливки сочетаются со штриховкой или несколько графичным оконтуриванием форм. Это люжно видеть не только в станковой, но и в монументальной живописи. В росписи темпера прекрасно увязывается с плоскостью стены и своим бархатистым топом, матовостью утверждает эту плоскость.
Произведения, выполненные темперой, хорошо смотрятся в тех условиях освещения, в которых масляные картины выглядят очень 'невыгодно. Основанием для станковой темперной живописи могут служить бумага, картон, плотная ткань.

Подробнее



Пастель

Под таким названием продаются наборы различных по цвету карандашей, обернутых бумагой. Для этих карандашей применяются пигменты — сухие порошки, которые входят и в состав акварельных и клеевых красок. Связующими веществами пастели являются гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко. Оттенки пастельной палитры имеются в готовом виде; путем смеси разных пигментов и наполнителей (мела, белил) изготовляются карандаши самых разнообразных цветов, а в пределах каждого цвета — карандаши всевозможных оттенков. Художник, рисующий пастелью, имеет перед собой как бы палитру с готовыми смесями различного цвета, из которых надо подбирать необходимые оттенки для изображения натуры.

Подробнее



Хранение и развеска работ

Законченные рисунки, выполненные графитными карандашами и особенно углем, требуют бережного хранения и нередко специального закрепления (фиксирования). Графит растушевывается от трения листов бумаги, пачкается. Лучше всего хранить рисунки под стеклом, в лапках, чтобы свет не вызывал пожелтения бумаги. В крайнем случае можно переложить каждый рисунок листом чистой бумаги (желательно калькой или папиросной бумагой) и завязать работы в плотную папку из картона. Эта папка с трех сторон должна быть снабжена закрылками, защищающими рисунки от пыли; хранить ее следует в вертикальном положении, чтобы графит не переходил с одного листа на другой.

Подробнее



Фиксативы

Обезжиренное отстоенное молоке может служить неплохим закрепителем, так как представляет собой в основном раствор натурального казеина. Молоко немного разбавляют водой и в таком виде или с добавлением одной чайной ложки сахара на стакан используют как фиксатив для графитных и угольных рисунков. Желатиновый фиксатив составляют из двух частей желатина, растворенного в 100 частях воды с добавлением 10 — 30 процентов денатурата или винного спирта. Этим составом особенно хорошо закреплять угольные рисунки. Имеются также рецепты спиртовых фиксативов. Простейшим из них является раствор канифоли в денатурате или чистом спирте. Любой из этих фиксативов наносят на горизонтально положенный рисунок с помощью пульверизатора. При этом следят, чтобы на поверхности рисунка не образовались капли раствора, которые могут вызвать искажение изображения. При появления капель их быстро снимают промокашкой. Равномерно покрыв фиксативом рисунок, дают ему просохнуть. Если он сразу не закрепился и пачкает, то надо еще раз провести фиксирование тем же приемом. Пульверизатор можно заменить щеткой и сеточкой в деревянной оправе.
 

Подробнее



Подготовка работ к развеске

Если хотите вывесить свои лучшие работы, то надо их окантовать или поместить в раму (лучше всего со стеклом для предохранения от пыли). В том и другом случае необходимо проявить вкус и понимание связи окантовки или рамы с характером и об,щей тональностью произведения, а также с цветом стены, на которой проводится развеска. Рисунки и графические работы наклеиваются на паспарту преимущественно из белой бумаги. Акварели можно наклеинать на паспарту не только из белой бумаги, но п из специальной плотной бумаги, имеющей нейтральный умбрнстый цвет потемневшего холста. Ни в коем случае нельзя делать паспарту iu цветной настольной бумаги, цвет которой ядовит и забивает краски этюда.

Подробнее