На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Организация рабочего места
Организация рабочего места |
Чтобы вести занятия живописью и рисунком без помех, с настроением, в обстановке творческой сосредоточенности, необходимо иметь если не мастерскую, то оборудованный рабочий уголок. Лучше всего выбрать место у северного или северовосточного окна, тогда на протяжении всего дня условия освещения модели и холста пе будут резко меняться. Ровное рассеянное освещение очень удобно для работы. Но не у всех самодеятельных художников имеется возможность выбрать место для занятий у северного окна, да и нельзя неизменно ставить натуру только в условиях рассеянного освещения. Если придется устраиваться работать у южного и югозападного окна, то на время, когда в комнату падают слепящие солнечные лучи, мешающие писать, можно завешивать окно подсиненными белыми занавесками, калькой или отодвигать мольберт и натуру в глубь комнаты, чтобы па холст пе падали яркие пятна солнечных лучей.
В тех случаях, когда задумаете писать натюрморт в контрастном солнечном освещении, то и холст поставьте на'хорошо освещенное место, но так, чтобы на него не падали прямые лучи света. Нельзя писаггь в полутьме ярко освещенную натуру: глаза устанут от постоянного резкого перехода от свет;: к полутьме. Первое правило выбора места для занятий: освещенность холста (или рисунка) не должна резко отличаться от освещенности натуры. Второе правило: свет на холст (или рисунок) должен падать обязательно слева, Рискованно писать против света: пострадает зрение. Если свет идет справа, то рука рисующего отбрасывает тень на холст, создавая помехи в работе. Стены комнаты желательно выкрасить в светлосерый цв.ет, а потолок — в белый. Рабочий уголок должен быть достаточно просторным, чтобы имелась возможность ставить натюрморты и располагаться от них на расстоянии, ранном двумтрем наибольшим измерениям натуры, т. в. так, чтобы можно было охватывать взглядом всю постановку в целом. Это необходимо для целостного восприятия и изображения натюрморта. Не каждый самодеятельный художник может выбрать столь обширное помещение для занятий, чтобы в нем можно было ставить и живую модель (рисовать фигуру человека необходимо с такого расстояния, с какого ее можно окинуть взглядом в целом).
В таких случаях, всегда имея при себе альбом, надо больше заниматься набросками и зарисовками фигуры человека на улице, на производстве, в спортивных залах и дома за обычными занятиями. Л в своем рабочем уголке ограничьтесь постановкой моделей для рисунка головы, располагаясь для этого на расстоянии не менее полутора двух метров от натурщика. Как вам известно из других учебных пособий, художник должен иметь возможность наблюдать в целом не только натуру, по и свою работу. Л это значит, что надо находиться перед этюдом или рисунком не ближе чем на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, надо почаще отходить от работы и рассматривать ее издали, проверяя впечатление, которое она производит, и сопоставляя изображение и натуру. Этоюпомогает лучше сравнивать, а, следовательно, <и вернее передавать пропорции, тональные и цветовые отношения. Нельзя рисовать только в альбоме. Надо обеспечить условия и для рисования сидя, и дли рисования стоя. Поэтому к началу серьезных занятий живописью и рисунк о м надо обзавестись станками, на которых можно было бы закрепить холст или лист бумаги. Станок для занятий живописью называют мольбертом. На рис. 6 показано устройство наиболее распространенных типов мольбертов, настолько простых, что они не требуют пояснений. Сделать подобные мольберты нетрудно, каждому, кто маломальски владеет рубанком и пилой. Укажем примерные размеры первого из них: высота основных стоек 150 см, толщина стоек около 4 см при ширине до 9 см, ширина мольберта около 60 см. Средняя вертикальная рейка, на которой вверх и вниз движется хомутик, имеет длину 120 см, толщину 2—2,5 см при ширине до 9 см. К хомутику на петле прикрепляется планка с выступами, которая опускается на подрамник и держит его с креном вперед. Наклон холста выбирайте такой, чтобы его плоскость была строго перпендикулярна к лучу зрения художника. Для рисования удобен планшет, показанный на рис. 6. Высота его примерно 100 см, ширина 45—50 см. Снизу этого планшета прибивается рейка с закраиной, которая служит удобной полочкой для карандашей, резинки, угля. Откидные ножки планшета крепятся па петлях.
Фанера на планшет наклеивается и закрепляется мелкими гвоздями, которые забиваются аккуратно, так, чтобы не повредить ровную поверхность, па которой кнопками или клеем прикрепляется лист бумаги. Материалом для реек служит хорошо просушенная древесина сосны или бука. Рейки и фанера не должны иметь больших выпадающих сучков. Хорошо отструганные рейки надо ошкурить, а готовый мольберт покрыть светлым лаком для мебели, чтобы легче было содержать его в чистоте. Заботьтесь, чтобы все, что окружает вас на занятиях, было красивым и удобным. Для хранения и переноса красок, кистей, палитры надо обязательно приобрести пли сделать самому этюдник и коробку для гуашевых красок. Для занятий набросками удобны альбомы с футлярами для карандашей (рис. 7). Натюрморты, которые собираетесь писать один сеанс, можно ставить на обычном столе. Но если предстоит писать несколько сеансов, то надо сгруппировать предметы в таком месте, где их не сдвинут домочадцы. Удобно иметь отдельную подставку для натюрмортов (рис. 10) высотой 70—80 см.
Можно сделать и подвесную доску для натюрмортов (рис. 8). На всякий случай место каждого предмета на подставке, а тем более на столе надо в конце сеанса очерчивать мелом. Для занятий рисунком вначале наиболее выгодно искусственное освещение, так как сильный направленный свет лампы создает контрастную светотень, которая выразительнее выявляет форму модели. Положение лампы можно менять, создавая разнообразные условия освещения натуры. Но при этом надо следить, чтобы свет лампы ни в коем случае не падал в глаза рисующего и примерно одинаково освещал как натуру, так и рисунок.
Для этого лучше Всего взять отдельную лампу, переносную (рис. 9) или подвесную с закрылками на абажуре (рис. 11). Бывает, что на натуру падает свет от лампы, висящей в общей комнате. В тиком случае свой уголок надо отгородить от света этой лампы. Натуру и рисунок важно освещать одним источником света, иначе светотень «расплывается», усложняются условия для рисования. Живописью при искусственном освещении нельзя заниматься, так как желтые лучи электролампы меняют оттенки красок на палитре и на холсте. Синий цвет, например, темнеет, желтый — светлеет, теряет интенсивность и т. д.
В этюде, написанном при лампе, светлые планы оказываются как бы пожелтевшими, а темные — пересиненными, резкими по цвету. По вечерам можно писать только гризайлью (костью жженой с белилами или умброй с белилами). Этот способ развивает умение лепить форму кистью, умение находить светосильные отнбшения и полезен по многим другим соображениям. Однако самодеятельным художникам, живущим на Крайнем Севере, где полярная ночь длится несколько месяцев в году, приходится всетаки прибегать к занятиям живописью при электрическом свете. Для них желательно достать люминесцентные лампы дневного или теплого белого света и оборудовать софиты (светильники) из двухтрех таких ламп в комбинации с обычной лампой накаливания в 75—100 свечей. Примерная конструкция софитов показана на рис. 11. В заключение рекомендуем самодеятельным художникам объединяться для занятий в группы и добиваться выделения комнаты под мастерскую в местном клубе или на предприятии. Это позволит лучше оборудовать рабочие места для занятий, а также, что особенно важно, создать условия для взаимного обмена опытом и взаимопомощи. |