На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Приспособления для занятий на открытом воздухе

Приспособления для занятий на открытом воздухе


Занятия летом надо чаще всего вести на плейере. Да и в другое время года художники сочетают работу в мастерской с регулярными выездами па этюды. Ведь во многих сюжетных картинах, портретах, не говоря уже о пейзаже, а также и в некоторых натюрмортах изображение природы имеет большое значение. Вы уже знаете, что при выборе места для этюда надо найти выгодную для композиции пейзажа точки зрения. Тут же надо позаботиться и о том, чтобы яркий солнечный свет или рефлексы от неба, от зеленой кроны дерева не падала на холст. Иначе их цветовые оттенки, окрашивая холст то в голубоватосеребристый, то в золотистый или зеленоватый цвет, а то покрывая его разноцветными пятнами, крайне затруднят поиски цветовых отношений. Слепяще яркий свет солнечных лучей, прямо падающих на холст, не только утомляет глаза художника, но, как правило, приводит >к неудаче в самой работе над этюдом. Когда принесете домой этюд, написанный на ярком свету, то окажется, что он получился каким то резким и в то же время обесцвеченным, не передающим той солнечности мотива, ради которой упорно трудились. Этюд и палитра должны обязательно находиться в тени,т.е. примерно в таких же условиях мягкого рассеянного освещения, в каких потом обыкновенно и смотрят произведения живописи в мастерской или на выставках.
Зонт
 Вот почему художники выезжают на этюды со специальным зонтом (рис. 12), который ставят так, чтобы он притенил этюд и палитру в руках художника. Если вам трудно приобрести зонт, то можете сами сделать складной навес. Сверху обтяните его белым полотном, а снизу обейте подкладкой из черного репса, сатина. В крайнем случае, если не имеете ни того, другого, выбирайте место в тени от постройки, дерева, но поверните этюдник так, чтобы на него не падали рефлексы от этих объектов, солнечные пятна и пр., или сделайте экраннавес из листа белой бумаги, газеты. Для удобства работы на плейере необходим и специальный переносный (на ремне) ящик для красок и палитры — этюдник (рис. 13). Без него совершенно невозможно писать этюды на плейере. Если этюдник поставить на колени или на какоелибо возвышение, то он может заменить и мольберт (но только для небольших по размерам этюдов). В этом случае хорошо иметь складной стульчик (рис. 14 в).
этюдник
В последние годы в значительном количестве выпускаются этюдники, скомбинированные с треножником (рис. На). Подобные «комбайны», как их называют художники, одновременно служат и мольбертом, и ящиком для красок, кистей, и чемто вроде столика, на котором можно расположить и акварельные краски и принадлежности, а вместо холста можно поставить планшет с листом бумаги и заниматься акварельной живописью. Фабрика художественного фонда изготовляет два типа «комбайнов», отличающихся друг от друга в основнО'М размерами, и этюдники, привинчивающиеся к треножнику—складному мольберту. Ящики меньшего размера, конечно, легче, но все же универсальнее большой «комбайн» (53x39,5 см). За ним можно работать и в мастерской, как за столом или у мольберта.
Приспособления для работы художника
Если у вас уже есть этюдник, то к нему можно прикрепить складную деревянную подставку (рис. 14 б). Под небольшие этюдники можно привинчивать и складной штатив, обычно используемый для фотографирования с большой выдержкой (рис. 14 г). Для этого в днище этюдника вклейте небольшую дощечку, в нее вмонтируйте втулку для штатива. Подобные втулки имеются внизу фотоаппарата, их можно приобрести или заказать в мастерских по ремонту бытовых приборов. В дальнейшем вам пригодится и другой вид этюдника — маленький, облегченный ящичек с отверстием для пальца и выдвижной палитрой (рис. 15).
этюдник
Этот этюдник держат в руке, как показано, а пишут в нем небольшие этюдынашлепки, фиксируя мимолетное состояние природы. Он очень легкий и портативный, его можно всегда иметь при себе, чтобы не упустить неожиданно обнаруженные мотивы и писать повсюду. Для небольших этюдов бывает достаточно тех красок, которые заранее выдавлены на палитру. Надо только взять про запас средний тюбик белил да дватри наполовину использованных тюбика других красок, которые у вас особенно в ходу. Не забудьте захватить на этюды бумагу или тряпку для вытирания кистей, о чистоте которых во время работы необходимо всегда заботиться. Часто грязные кисти искажают цвет в этюде нерадивого живописца.
Складной мольберт
Если не обзавелись «комбайном», то вам потребуется складной мольберт (рис. 16), на который ставится холст. У мольберта можно работать и сидя, и стоя, а значит, иметь возможность изображать пейзажи с высоким, и низким горизонтом, разнообразить их композицию. От мольберта можно отходить, охватывая взглядом и этюд, и натуру, проверяя таким, образом написанное. Все эти приспособления можно сделать и самому, о чем надо позаботиться заранее, до начала летних занятий. Они пригодятся и для работы в помещении. Для защиты глаз от потока яркого света, мешающего наблюдать тонкие цветовые оттенки, рекомендуем сделать козырек из картона, обтянутого холстом (рис. 17).
Козырёк
Наконец, надо учесть, что яркое платье, белая рубашка на художнике тоже могут отбрасывать на этюд нежелательные рефлексы. Поэтому удобнее работать в одежде серого или защитного цвета. Перед выходом на этюды подберите чистые сухие кисти, хорошо загрунтованные холстики или картой (2—З шт.), надавите краски па' палитру, чтобы не упустить время, когда найдете интересный мотив.
 
Любителям акварельных этюдов рекомендуем приобрести специальный этюдник с пластмассовой палитрой и другими принадлежностями, отвечающими требованиям техники акварели. Можно также самим сшить сумку, в которой удобно переносить набор акварельных красок, кисти, карандаши, банку для воды, тряпочку для вытирания кистей, губку. На этюды непременно надо брать карандаш и альбом, в котором будете делать наброски вариантов композиции будущего этюда, чтобы затем выбрать наивыгоднейшее расположение пейзажного мотива на холсте. Альбом пригодится и для зарисовок деталей мотива с целью более конкретного изучения их формы, а также для попутных набросков тех мотивов, которые не успеете написать, для набросков фигур люден, работающих в поле, для зарисовок животных в пейзаже. Для успешной работы дома и на природе надо заблаго временно запастись материалом для рисунка и живописи. Необходимо также предварительно познакомиться со свойствами этих материалов, с особенностями техники. Мы решили сначала побеседовать о рисунке, с которого обычно начинаются занятия. Далее вы прочтете беседу об основах живописи акварелью и маслом. Напоминаем снова, что надо не только читать о технике и материалах, а тут же применять указанные советы на практике.