На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Гризайльные наброски
Гризайльные наброски |
Широкой акварельной кистью №№ 16—20 выполняются наброски коричневой или черной краской, позволяющие быстро и живописно передать крупные массы форм, яркие контрасты света и тени и декоративные сочетания тонов (см. приложение, илл. 2). Мы не случайно упомянули широкую акварельную кисть, так как наброски очень тонкой кистью малого номера ничем не будут отличаться от рисунков линией. А хорошей широкой кистью можно нанести как широкий мазок, так и тонкую линию. Она может быть насыщена влагой и краской для заливок, а может лишь касаться зернистой поверхности бумаги, если влагу с кисти стряхнуть и нанести мазок полусухой кистью. Необходимо учиться чувствовать, насколько надо увлажнить кисть, чтобы свободнее владеть техникой акварели.
Когда начинающий художник рисует карандашом, то его взгляд невольно приковывается к линии, сводится в точку, но не охватывает все изображение в целом. Тут очень кстати провести занятия набросками кистью, которая сразу покрывает большие плоскости тоном нужной силы. Кисть способствует восприятию предмета в целом, дает почувствовать его общую форму и не позволяет «цепляться» за второстепенные, мелкие детали. Поэтому учащемуся, рисунки которого педагог критиковал за отсутствие целостности и излишнюю деталировку, пестроту, очень полезно делать наброски кистью черной или коричневой акварелью. При этом не допускается предварительная наметка карандашом. Весь смысл наброска кистью заключается в том, чтобы работать сразу заливками и сравнивать то«а крупных масс формы, больших участков мотива. Такой подход помогает учиться вернее передавать и пропорции. Когда делаются сразу широкие заливки, выявляющие крупные чисти предметов, то их легче сравнивать друг с другом по величине, легче увязывать с пропорциями всего предмета. Работа кистью, которую труднее исправить, чем карандашный рисунок, приучает, как и перовой рисунок, строго проверять собственное представление о предмете, требует от рисующего сосредоточенности, собранности, творческой напряженности. Подобные наброски получатся не сразу, но зато начинающий художник даже на опыте неудач быстрее разовьет способность предвидеть, как выгоднее решить в тоне тот или иной рисунок, когда еще переа ним белый лист бумаги. Сначала легким касанием кисти намечают на листе верх и низ предмета (или модели), его ширину, небольшими пятнами находят места основных частей формы, а затем широкой зааливкой теней или темных по тону частей предметов лепят большую основную форму. Острым кончиком кисти отсекают где нужно наиболее четко видимые края (контуры). Для очень быстрых набросков бумагу лучше накалывать на планшет не по листику, а. сразу пачкой на гвоздиках без шляпок. Тогда можно быстро снять готовый набросок и начать следующий. Для первых набросков кистью советуем выбирать предметы или модель (фигуру человека), освещенные сбоку или даже чуть сзади, т. е. выбирать такую натуру, форма которой закрыта тенью на большой площади. Тогда вы будете яснее понимать, как заливкой, почти силуэтом, выявить форму натуры. |