На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Рисунок «под живопись»

Рисунок «под живопись»


Известный советский художник Дейнека говорит: «Живописец должен в совершенстве владеть рисунком... Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это, в свою очередь, приводит к крайне неряшливой и небрежно исполненной живописи».
В подлинной живописи цвет всегда гармонирует с формой, обогащает ее. Поэтому большое значение имеет не только умение живописца рисовать, но и навыки выполнения рисунка па холсте, который предваряет работу в цвете. Такие рисунки имеют некоторые технические особенности в отличие от станковых. Рисунок на холсте должен помочь вести работу красками, а не мешать ей. Это означает, что в рисунке, вопервых, точно намечается место каждой формы, передаются пропорции и характер модели. Надо следить за тем, чтобы рисунок не сковывал кисть, оставляя возможность уточнять и лепить форму кистью. Вовторых, рисунок «под живопись» выполняют такими материалами, которые не примешиваются к краске и не загрязняют цвет в этюде. Начинающий художник обычно прочерчивает контуры предметов, а потом растушевывает краски в пределах этих очертаний. Получается изображение «половинок» предметов, сухая, жесткая живопись.
Надо строго прорисовать остро отточенным углем формы, а не плоские силуэты предметов, строить форму, используя навыки, выработанные в рисунках карандашом и набросках «живой линией». Затем, когда рисунок углем уточнен, а главное, когда в процессе угольных наметок художник разобрался в строении формы, нашел композицию, надо взять кисть с жидко разведенной краской и ею закрепить те самые важные линии, которые определяют наиболее характерные черты натуры, а уголь смахнуть с холста начисто, чтобы он не примешивался к краскам и чтобы на холсте оставался лишь скупо нарисованный «каркас» форм, который создаст основу для дальнейшей лепки объемов кистью. В процессе письма не следует полностью полагаться на этот рисунок, Kaк на предел уточнения форм.
Цветовая характеристика натуры может потребовать увеличения одной и уменьшения другой массы, решительной правки пропорций. Нередко художник правит этюд, обмакнув кисть вновь в коричневую краску и рисуя прямо по красочному слою. Но большей частью уточнение формы идет в процессе цветового решения этюда. Учащийся может спросить: «Зачем же тогда рисунок углем делать точно и строго?». А для того, чтобы последующие поправки кистью делать увереннее, со знанием формы, полученным в процессе выполнения угольного рисунка. Известен и многими художниками выполняется также более проработанный рисунок «под живопись».
После того как углем намечены основные черты модели, его фиксируют, закрепляют или обводят краской. Далее этой же краской, как акварелью, разрабатывают светотеневые градации на форме, решают основные светосильные отношения будущего этюда. Конечно, уголь перед этой пропиской тщательно смахивают с холста тряпочкой. Столь тщательно выполненный рисунок не исключает уточнения формы в процессе живописного решения этюда.
Его достоинство заключается в том, что заблаговременно изучаются светосильные отношения, которые легче передать гризайлью, чем цветом в упор. Наконец, некоторые художники рисуют на холсте сразу кистью, одной краской, а художник А. Герасимов, например, писал свои портреты прямо краской на холсте, без всякого предварительного рисунка. Но чтобы пользоваться такими приемами, надо иметь большой опыт в рисунке и живописи, обладать большой смелостью и уверенностью. Начинающему художнику необходимо усвоить рисунок, «под живопись» точно так же, как совершенно необходимо получить основательную подготовку в рисунке вообще и в использовании его технических возможностей.
Рембрандт. Пейзаж. Тростниковое перо.
Делакруа. Лев и львица