На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Масляная живопись - подготовка холста

Масляная живопись - подготовка холста


Натягивание холста. Очень важ'но правильно натянуть холст, чтобы он был достаточно упругим, не провисал под кистью и не морщинился. Натяжка и закрепление холста производятся равномерно от середины в обе стороны к углам. Сначала натягивают и закрепляют холст по середине коротких сторон, а потом — длинных. Затем попеременно натягивают и закрепляют полотно от середины сторон к их углам. Волокна холста должны при этом оставаться параллельными сторонам подрамника. Холст прибивают обойными гвоздями с небольшими шляпками. Пока холст натягивают, гвозди до конца не за бивают. Этого не делают и тогда, когда предполагают снять холст с подрамника после окончания этюда. Порядок натяжки холста показан на схемах (рис. 30). Эту работу облегчают специальные клещи (рис. 31), которые бывают в продаже в магазинах «Художник». По чертежу эти клещи может изготовить слесарь.
Проклейка холста. Хорошо натянутый холст можно подготавливать для живописи. Первым этапом этой работы является проклейка, которой закрываются все поры холста, для того чтобы последующие слои грунта и краски не проникли на обратную сторону. Заранее приготовьте жидкий столярный клей и остудите его, так как студенистым клеевым раствором легче закрывать поры холста. Перед нанесением клея холст увлажните из пульверизатора, что также облегчает проклейку и предотвращает проник новение клея на изнанку холста. Когда холст слегка подвянет, наносите на пего клей широкой кистью или щеткой.
При этом следите, чтобы поры закрывались, но нити покрывались самым тонким слоем клея. Это важно для сохранения зернистой фактуры холста, выгодной для живописи. И вообще слишком толстые слои проклейки ухудшают ее качество, вызывая растрескивание клеевого слоя. Поэтому излишки клея снимайте с поверхности холста широким ножом. После первой проклейки холст хорошо просушите при обычной комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении. Ни в коем случае не ускоряйте сушку нагревом у печи или на солнце. Клей в этом случае потрескается, поры холста опять откроются. После высыхания проклейки на поверхность холста выступают «ершом» частицы волокон, слишком бугрятся некоторые утолщения нитей. Поэтому надо протереть высохший холст куском пемзы. Предварительно распилите его пополам, и вы получите поверхность, удобную для равномерной обработки плоскости холста. Пемзой надо шлифовать легко, осторожно, чтобы не повредить основные нити холста и его зернистую фактуру.
Сдув порошок пемзы, оставшийся между нитями холста, проводят вторую проклейку, опять снимая излишки клея широким ножом. Это делают для того, чтобы не забить фактуру холста лишним слоем клея, который впоследствии может повести к растрескиванию грунта, а значит, и красочных слоев. Итак, главная задача проклейки — закрыть поры между нитями и предохранить холст от вредного воздействия масла, входящего в состав некоторых грунтов. Если все поры холста закрылись, фактура его сохранилась, клеевой слой при сгибе холста не трескается, то можно считать проклейку удачной. На качество проклейки влияет правильное приготовление клея, поэтому задержим ваше внимание на этом вопросе.
Порядок натяжки холстаКлещи