На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Масляная живопись - краски

Масляная живопись - краски


Начинающие художники обычно стремятся отыскать такие краски, которые в точности соответствовали бы цвету тела или листвы, неба или воды. Но таких красок нет и не может быть. Оттенки природы сложные, чтобы передать их, приходится смешивать каждый раз дветри краски. Краски для смеси подобрать легче, если палитра составлена из немногих, но самых необходимых красок. Вот примерный список красок для исполнения этюдов: Белила цинковые Охра светлая Охра темная земляные краски, основные в смесях Сиена натуральная Сиена жженая Умбра натуральная Марс коричневый светлый Английская красная Кадмии: желтый, красный и оранжевый (в смеси с охрами и ультрамарином чернеет) Стронииановая желтая Изумрудная зеленая (нельзя смешивать с краплаком) Волконсконтовая зеленая (многие предпочитают ее изумрудной, когда пишут листву) Хром зеленый Кобальт синий Кобальт фиолетовый Ультрамарин Кость жженая Краплак средний В этом перечне двадцать красок, однако ни одну из них нельзя перенести на холст с уверенностью, что она будет близка к тем оттенкам, которые можно увидеть в натуре.
Глаз обычно различает тысячи оттенков, а глаз художника острее в десятки раз! Между тем известно, что старые мастера пользовались всего 7—8 красками, создавая на их основе шедевры колорита. Значит, дело не в количестве красок, а в умении пользоваться ими. Из красок, которые заполнят ваш этюдник, не все сразу выдавливайте на палитру; постепенно увеличивайте их ряд, предварительно овладев в процессе работы смесями меньшего количества красок. Ознакомимся с некоторыми общими свойствами этих красок. Масляные краски подразделяются на кроющие непрозрачные (например, белила, кадмии, стропцнаповая желтая), полупрозрачные (большинство земляных красок) и прозрачные лессировочпые краски (краплак, изумрудная зеленая, сиена натуральная, умбра, волкоискоит, ультрамарин).
Если по высохшей краске нанести тонкий слой лессировочной краски, то получится новый оттенок, как от наложения цветного стекла. Опытные живописцы наносят лессировочные слои и по свежей живописи (лессировки «посырому»). Поэтому техника масляной животшси строится на сочетании корпусной, пастозной прописки с тончайшими лессировками. В смеси с белилами все краски становятся кроющими. Начинающие художники должны узнать, как влияет примесь белил на цвет красок.
Например, в смеси белил с костью жженой получаются не серые, а голубоватые оттенки. Многие краски кажутся холодными в разбеле. Интересно проследить и воздействие кости жженой при смешивании в разных пропорциях с другими красками. Но нельзя с помощью этой краски получить смесь для тени на предмете, примешивая ее к цвету, которым проложили освещенную часть этого же предмета. Этим вы только зачерните тень, а цвета ее не найдете.
Если же попробовать примесь небольшого количества кости жженой к стронциановой желтой, то получите приятные зеленоватые оттенки. С красными красками кость жженая дает лиловатые оттенки, иногда даже более подходящие, чем смеси красных красок с ультрамарином. Роль белил и кости жженой подобна воздействию «мутных сред» на цвет натуры. Как туман придает краскам природы холодные оттенки, так и белила способны в примеси к теплой по цвету жженой охре или жженой умбре дать холодные оттенки. Можете составить табличку смесей двух какихлибо красок с постепенным увеличением пропорций белил в этих смесях, и вы получите неожиданно широкую шкалу цветовых оттенков. Но чрезмерное разбеливапие смеси придает колориту этюда холодный и блеклый тон, даже если при этом выдержаны основные цветовые отношения. Живопись ряда мастеров конца XIX века потому и имеет холодноватый колористический строп, что в смеси вводилось много белил.
Начинающие не должны злоупотреблять белилами, особенно при изображении неярких по цвету предметов и в прописке теней. Попробовав далее смесь краплака с изумрудной зеленой или окисью хрома, вы заметите, что получается смесь грязноватого, неопределенного тона.
Поэтому надо избегать подобные «замесы». Смешивать надо не более двухтрех красок (не считая белил). Постепенно вы заметите и неустойчивость некоторых красок в смесях, объясняемую химической несовместимостью этих красок и другими причинами. Но если привести здесь список этих нежелательных смесей, то начинающий художник все равно его сразу не запомнит, а работать на палитре будет с опаской, что принесет в обучении живописи только вред. Поэтому ограничимся лишь теми сведениями, с которых начали беседу о красках.