На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Палитра
Палитра |
Краски выдавливают из тюбиков и смешивают на палитре, деревянной или фанерной, пропитанной маслом и имеющей отверстия для пальца и кистей (рис. 37). Для начинающих можно рекомендовать белые палитры, изготовленные из прямоугольного стекла, окрашенного снизу белилами или оклеенного белой бумагой. На такой палитре легче находить нужные оттенки. Прежде всего позаботьтесь о порядке наложения красок на палитру. Беспорядочное нанесение красок па палитру крайне затрудняет поиски необходимых оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. Лучше всего уже на палитре разделить краски на теплые и холодные оттенки. Тогда легче будет «угадать», какие краски входят в состав искомого цвета, и удобнее будет смешивать их на палитре.
Расположите краски па своей палитре примерно так (начиная от левого нижнего угла по краю палитры): сначала синие, затем все зеленые, лимонножелтые, оранжевые, красные, наконец земляные краски — сиены, умбры, охры. Белила положите отдельно в углу палитры, ближе к отверстию для пальца, так как их требуется много, они используются почти в каждой смеси, хотя и осторожно. Некоторые художники кладут белила не в правом верхнем углу, а несколько отступя влево от него; справа от белил раскладывают земляные краски, слева от белил выдавливают по порядку: краплак, красный кадмий, желтый кадмий, далее зеленые краски, затем синие и, наконец, черную краску. Другие художники могут порекомендовать сначала выдавить в правом верхнем углу белила, а за ними по верхнему и левому краям палитры расположить стронциановую желтую, охры, далее кадмий желтый и красный, за ним краплак, потом коричневые земляные краски, зеленые, синие, черную. Но у каждого художника будет своя живописная логика в том или ином распределении красок на палитре. И он так привыкает к своему порядку па палитре, что может брать краски кистью, не глядя на них. Краски уже не пестрят все сразу перед глазами. Их строй по краю палитры сам по себе становится красивым и чемто близким к цветовым гаммам, свойственным творчеству художника. А этого ни у кого не отнимешь! Как музыканты: один играет па скрипке или кларнете, другой на контрабасе, и каждый посвоему хорошо, увлекательно, но в своей музыкальной гамме.
ак и художники от природы разные, и палитры их ' разп.ые. Но всегда на палитре мастера должен быть порядок. Это и запомните, выбирая для себя наиболее полюбившееся расположение красок. Не проявляйте скупости при выдавливании красок на палитру и в смесях, чтобы мазок не был сухим. Вся середина палитры должна оставаться свободной для составления смесей. Нельзя писать подсохшими красками, оставшимися на палитре после предыдущих занятий, это может стать причиной «тушеванной», немощной прописки формы в этюде. Поэтому по окончании работы все краски с палитры удаляйте мастихином (рис. 38) и вытирайте ее начисто промасленной тряпочкой. Нередко под словом «палитра» подразумевают не просто инвентарь для живописи и даже не порядок расположения красок на ней, а нечто большее.
Говоря о том, что летние занятия на плейере помогут «расширить вашу палитру», мы имеем в виду не увеличение числа красок на палитре до бесконечности, а обострение вашего чутья цвета и накопление навыков в смесях красок. Из тех красок, которыми начали работать над летними этюдами, вы научитесь получать гораздо больше различных оттенков, гораздо чаще будете находить созвучие их между собой, согласованность по цветовым отношениям. Все это поможет вам написать этюд живо и красиво. Овладение палитрой и расширение ее идет по мере развития творческих способностей художника. Овладевая методом сравнения, накапливая живописные впечатления, вырабатывая умение находить цветовой план решения будущего этюда, вы одновременно будете совершенствовать свою палитру. Некоторые начинающие художники особенно и не заботятся о поисках смесей на палитре, полагая, что основное время уходит на то, чтобы перекладывать краски с нее на холст и растирать их там в контурах рисунка. Поэтому их работы получаются раскрашенными и упрощенными по цвету, а не живописными. Чтобм учащиеся поняли возможности палитры, посоветуем такое упражнение. На палитру выдавите немного красок: белила, стронциановую желтую, охру светлую, сиену натуральную, английскую красную, краплак, окись хрома, ультрамарин и кость жженую. Начните со смесей красок, которых прежде не пробовали. На палитре смешайте стронцнаиовую желтую краску, в которую добавьте немного черной кости. Получите зеленоватый оттенок. Добавьте чуть больше кости в ту же краску — получите несколько иной зеленоватый оттенок. Постепенно увеличивая количество кости жженой, получите ряд зеленоватых оттенков, которые мазок за мазком заполнят первый ряд на картоне. Затем возьмите ультрамарин и охру. Постепенно увеличивая примесь синей краски к охре, получите второй ряд новых зеленоватых оттенков. Потом к смесям тех же пар красок постепенно прибавляйте белила. Полученный ряд сравните с предыдущими. Оттенки будут отличаться не только по светлоте, но и по своему характеру: одни будут теплее, другие — холоднее. Далее смешивайте окись хрома и охру сначала без белил, а другой ряд — с белилами. Следующий ряд составьте из сиены и ультрамарина в разных пропорциях с белилами. Составьте такие же ряды из смесей в разных пропорциях: ультрамарина и английской краской с белилами, затем стронциановой желтой с английской красной и с охрой, охры с английской красной. Вы увидите, что весь картон заполнится рядами самых неожиданных по красоте и разнообразию оттенков. Составьте натюрморт: картофель неочищенный и очищенный, синяя обливная миска или кружка. Напишите этюд «скупой» палитрой: белила, светлая охра,
английская красная, кость жженая. Потрудившись над смесями этих красок, вы удивитесь: сколько живых оттенков можно извлечь и неплохо передать натуру, не имея возможности, однако, синюю миску покрасить именно синей краской, а картофель — только коричневой. После этих упражнений вам покажется очень богатой и такая палитра: 1) белила, 2) стронциановая желтая, 3) охра светлая, 4) английская красная, 5) краплак, 6) изумрудная зеленая, 7) ультрамарин, 8) кость жженая. Постепенно убеждаясь на опыте, какой неистощимый запас цветовых комбинаций, вариантов смесей предоставляет вам и этот минимум красок, вы почувствуете, как крепнут ваши живописные навыки. Одновременно развивая способность представлять себе цветовое решение этюда перед началом работы над ним, вы научитесь целесообразно добавлять к указанным краскам новые. И сколько бы красок на палитре ни выложили, работайте с каждым разом все настойчивее, так как, повторяем, очень редко какаянибудь краска годится для переноса на холст в чистом виде. «Хотя дело не легкое, — говорил П. Чистяков, — пробуйте и ту, и эту краску, составляйте вместе и все с натуры — соображайте... Первый взгляд на натуру, 2 — на палитру, 3 — на натуру, 4 — па палитру...». Учтите и такой совет: не замешивайте па палитре краски долго, как замазку. Непромешанные смеси искрятся прожилками разных красок и оттенков, мазок такой смесью живее смотрится на холсте. Со временем вы сумеете извлечь из своей палитры больше живых оттенков. Это и означает неуклонное расширение ее и развитие ваших живописных способностей.
|