На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Растворители

Растворители


Тюбиковые краски, как правило, имеют вполне приемлемую для работы густоту, и разбавлять их нет необходимости. Ими можно делать.и тонкие, и толстые мазки. Если же какаялибо краска гуще других, то применяются разбавители. Из них пинен и уайтспирт (разбавитель К» 2) — наиболее универсальные. Уайтспирт, получаемый из нефти, выгодно отличается от других разбавителей тем, что совершенно бесцветен и быстро улетучивается из красок. Но он безвреден для живописи только при умеренном использовании, иначе может возникнуть помутнение и даже почернение ряда красок. Пинен — скипидар, получаемый после двойной перегонки живицы сосны или ели, — лучший из скипидарных разбавителей. Он используется многими мастерами живописи. Разбавитель № 1 (смесь скипидара и уайтспирта) и разбавитель № 3 (обыкновенный скипидар) хуже предыдущих; нередко они являются причиной пожелтения и даже потемнения красок. Как проверить качество скипидара, особенно если приобрели его не в магазине художественных материалов, а в аптеке, в хозяйственном магазине? Однудве капли скипидара нанесите на листок белой чистой бумаги и дайте просохнуть. Если капли испарятся и не оставят следа, — скипидар пригоден для живописи. Но бывает, что капли оставляют ореол. Если скипидар плохо очищен, то ореол этот очень четок. Лучше не пользоваться таким скипидаром, чтобы не вызвать сильное пожелтение этюдов или почернение некоторых красок в них.
 Из лаков, применяемых в качестве разжижителей, в настоящее время лучшим является мастиковый. Его добавляют в растворитель или масло в небольшом количестве. В состав мастикового лака входит фисташковая смола. Но есть в нем и скипидар, который, как известно, вызывает пожелтение живописи. Поэтому, если этюд выдерживается в серебристой или сиреневатой гамме, пользоваться скипидарными разбавителями не следует. Особенно вызывает пожелтение красок темный копаловый лак. Даммарный лак при неумеренном употреблении способствует не только пожелтению, по и помутнению красок. Еще осторожнее надо пользоваться масляными разбавителями и смесью лака, масла и скипидара, к которым прибегают нетребовательные к качеству живописи художники. Эти разбавители не только изменяют цвет красок, но могут стать причиной их растрескивания. Лаки покрывные служат только для покрывания картин после того, как живописнокрасочный слой вполне просох, — не ранее чем через год после завершения работы. Эти лаки наносят широкой кистью (флейцем) оченв тонким слоем, предварительно очистив поверхность картины от пыли ваткой, смоченной в скипидаре. Устранять ножухание красочного слоя надо не лаками, а отбеленным льняным маслом: смочите им вату и сильно ее отожмите; протрите этой ватой пожухшую часть этюда. Во избежание пожелтения красок удалите промокательной бумагой излишки масла. Если в употреблении специальных разбавителей требуется осторожность, то тем более не рекомендуется заменять их олифой. Ее быстрое высыхание, объясняющееся присутствием сиккативов, вредно для живописи. Искусственно ускорять высыхание красочных слоев нельзя. Это пагубно сказывается на состоянии живописи: появляются трещины, краски темнеют. На хорошо приготовленных грунтах живопись достаточно быстро подсыхает, так что при возобновлении работы приходится растворять подсохший слой краски, чтобы связать с ним новые слои. Это делается протиранием пленки красочного слоя срезом головки чеснока или лука, сок которых представляет собой не что иное, как растительный лак.