На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Подмалевок

Подмалевок


Подмалевок в технике многослойной живописи имеет несколько иное назначение, чем первая тонкослойная прописка во втором способе аляприма. Он служит здесь не столько цветовому раскрытию холста, сколько предварительной обобщенной моделировке формы. Поэтому нередко подмалевок делается даже двумя красками — белилами и какойлибо темной краской (последняя выбирается соответственно с общим цветом теней, т. е. берется теплый или холодный цвет, например жженая умбра, или умбра натуральная, или кость жженая. Иногда такой подмалевок делают по тонированному, например по серому, грунту. При этом белила, которыми моделируются освещенные места, наносят густыми, рельефными мазками, скульптурно выявляющими форму в свету. А тени прописывают умброй натуральной или другой темной краской тонкослойно, «в протирку». Полутона здесь выявляет серый грунт.
По такому подмалевку сначала делают тонкослойную прописку почти локальными цветами, чем завязывают основные цветовые отношения. Просвечивающий подмалезок моделирует форму. Далее живопись ведется полупастозно в полутонах: корпусно — в свету и тонкослойно — в тенях, как и обычно, на основе тех же принципов раскрытия цветовых соотношений, которые вам известны. Позволяя точно прорисовать и пролепить форму, указанный способ живописи лишает, однако, этюд воздушности и непосредственности, которая так привлекательна в технике аляприма. Подмалевок делают и иначе, исходя из того, что это первый слой, который должен принять на. себя другие красочные слои, а значит, должен быть очень тонким и быстро высыхающим.
В этих целях подмалевок делают акварелью или темперой. Этими водяными красками можно писать только на. эмульсионном грунте, содержащем в своем составе меньше масла, чем обычно. Подмалевок акварелью позволяет решать основные цветовые отношения п обобщенно выявить форму. Но он требует полного покрытия затем масляными красками, так как тон акварельной прописки всегда будет отличаться от последующих прописок масляными красками. Подмалевок масляными красками .делается или тонкослойно, как первая прописка в технике аляприма, или пастозно, что во многом зависит от свойств грунта. На сильно тянущем клеевом грунте уместнее .пастозный подмалевок. Такой грунт надо предварительно промаслить сильно отжатой масляной ваткой. На эмульсионном грунте желателен тонкослойный подмалевок «в протирку» масляными красками, разжиженными скипидаром. На клеевом грунте подмалевок получается матовым, и краски его темнеют по тону.
Это заставляет художника писать затем в более светлых тонах. На эмульсионном и масляном грунтах на тона подмалевка влияет только цвет грунта.. На белом грунте это влияние незначительно. Все виды подмалевка делаются с таким расчетом, чтобы при второй прописке этюд можно было легко довести до конца с небольшой нагрузкой красок. Надо учитывать, однако, что при нанесении теплых оттенков на теплые цвет второй прописки станет еще теплее, а при нанесении теплых оттенков на холодные или холодных на теплые цвет слабеет, как бы нейтрализуется. Вторая прописка начинается только после просушки подмалевка.
Связывание просушенного подмалевка с "последующими слоями живописи осуществляется известными вам способами протирки маслом или скипидарным лаком. Вторая прописка по цветному подмалевку ведется лессировкой или полуписьмом, т. е. тонким слоем корпусной краски. Но лучшим приемом при второй прописке является живопись аляприма, которая придает свежесть исполнению. В этом случае многослойная живопись по технике приближается к аляприма (с предварительной тонкослойной пропиской), только ведется не «по сырому». Если же подмалевок делается гризайлью (белилами и темной .краской), то вторую прописку лучше делать, как уже говорилось выше, лессировочно, локальными цветами, затем завершать этюд, осторожно вводя белила в цвет теней, аосвещенные места прописывая с ' большим количеством белил в смесях и тастозно. Живопись с подмалевком рекомендуется шрименять только по согласованию с педагогом.