На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Фактура
Фактура |
Внимательное изучение «кухни» живописи лучших художников, пристальное изучение характера красочных слоев дает возможность обнаружить и другие приемы живописи. Рассеется и заблуждение 'некоторых неискушенных любителей искусства, которые полагают, что почти скульптурная лепка формы мазком свойственна только современной живописи и является чуть ли не признаком «грубой работы». Станет ясно, что под слоем музейных лаков, придающих старым картинам глянцевитую поверхность, кроется живопись очень разнообразной фактурной подготовки. Великий Рембрандт применял, например, даже особый рельефный подмалевок (см. приложение, илл. 3).
Вот что писал по поводу обработки фактуры холста К. Ф. Юон: «Живописная техника в прямом и узком смысле слова больше всего касается ведения кисти по полотну и обработки картинной поверхности, создающей ее фактуру. Для художественного восприятия живописи фактура ее играет огромную роль. Диапазон живописных фактур простирается от залп занной, лубочной, любительской техники и грубой коры ученических нагромождений красок вплоть до зернистой пластичности и материальной корпусности выдержанной техники Тициана или легких расчетливых ударов кисти веласкезовского мастерства. Фактура и мастерство стоят вплотную рядом. Фактурная поверхность, подобно почер,ку письма, находится в тесной связи с характерам и темпераментом автора, в пей можно 'многое вычитать о самом авторе...
Кроме таких автобиографических свойств фактуры, она имеет очень большое значение в отношении достижения максимальной интенсивности цвета и силы света...». Теперь вы можете лучше понять, что никаких рецептов наложения мазков и красочных слоев не может быть Предложено. Фактуру, характер мазка надо искать в зависимости от особенностей изображаемой натуры и своих склонностей к той или иной технике исполнения. Однако следует избегать таких ошибок: 1) увлечения приемами фактурного письма, подсмотренными у мастеров, но не постигнутыми на практике, не обоснованными личными наблюдениями и опытом; 2) поспешного нагромождения красок с первых же мазков на холсте. Советуем пользоваться только теми приемами, которые проверены на личном опыте или найдены самостоятельно. Не жалейте времени на расчистку слишком пастозных первоначальных прописок мастихином, чтобы вести этюд, как говорят мастера, «от тощих к жирным пропискам».
Пробуйте различные положения мазка, прежде чем отвергнуть ту или иную смесь, полученную на палитре: бывает, что оттенок, .казавшийся неудачным, хорошо вписывается в этюд, если положить его другим мазком, 'например горизонтальным, а не вертикальным, или если прижать мазок пальнем, мастихинам и т. д. Одним словом, по мере накопления опыта >в живописи расширяйте и поиски различного построения фактуры. Помните, что не только характер мазков, но и фактура холста имеет значение ,в построении красочного слоя этюда. Беседы о технике живописи помогут вам понять значение выбора холстов, прунтов, раажижителей, масел, лаков, кистей, мастихинов и т. п. Постепенно вы накопите опыт и в смешении красок. Все это тесно связано с творческими проблемами, возникающими ка.к результат упорного и систематического изучения натуры и накопления впечатлений. В решении композиционных замыслов надо уметь сознательно использовать разнообразные технические приемы. «Втехнически продуманной работе каждый удар кисти и каждый ц,вет в конечном счете должны быть стройным выражением содержания». |