На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Как писать длительные этюды акварелью
Как писать длительные этюды акварелью |
Длительный этюд акварелью начинающему художнику труднее написать в технике аляприма, даже если в ней уже удачно выполнялись кратковременные этюды. Ведь в этом случае, как известно, усложняются задачи колористического решения этюда. В акварельных односеансных этюдах, выполненных в один прием, в одну прозрачную красочную прописку, часто ощущается недостаточная интенсивность красок. Слабый раствор красок, несмотря на правильно взятый цвет, передает как бы призрачный мираж, в котором предметы кажутся невесомыми и лишенными фактуры.
Когда таким способом изображается мотив, характерный воздушностью и нежностью колорита (туманное утро, туман в сумерки), то подобный этюд, даже выполненный «по сырому», производит свежее впечатление. Но в этюдах натюрмортов, а впоследствии и в этюдах головы и фигуры человека у начинающих художников появляется стремление както насытить цвет. Обычно они прибегают к наслаиванию густых, непрозрачных мазков акварельной краской. Этим достигается в какойто мере желательное уплотнение цвета, но только до го и поры, пока вода не испарилась из краски. Чем больше высыхает этюд, тем заметнее тускнеет и глохнет цвет густых мазков. Для достижения плотности цвета в акварели можно использовать другой прием: взять очень шероховатую, с глубокими «луночками» между зернами бумагу и наносить на нее краску, придавая мольберту почти горизонтальное положение.
Это дает уплотнение цвета, потому что краска, затекающая между зернами бумаги, насыщает и цвет, не лишая его, однако, чистоты, свежести и прозрачности. Можно попробовать писать и на сильно тянущей влагу бумаге, но она всетаки не дает возможности длительно моделировать форму и раскрыть тончайшие градации светотени. Для длительных этюдов нужна более плотная бумага. Работа над длительными акварельными этюдами условно распадается на несколько стадий. Здесь они приводятся для того, чтобы художник мог сознательно их придерживаться в соответствии с характером натуры и задачей этюда. Не следует всякий раз педантично членить границы и задачи этих этапов, а нужно, когда следует, решительно переводить этюд с одной стадии в другую. Первой стадиен выполнения длительного этюда акварелью считается нанесение контура. Если стоит задача передать объемную форму в среде, создать впечатление глубокого пространства на плоскости этюда, то контур здесь будет играть вспомогательную роль, только как средство построения формы.
Если же акварелью собираются сделать плоскостное изображение, например связать орнаментальный узор с поверхностью стены в эскизе бордюра, то здесь контур должен зрительно утвердить плоскость, определить строгость и ясность элементов орнамента. Контур должен быть четким и видимым до конца работы. Наносится он твердым графитом или даже пером с несмываемой тушью на прочную, плотную бумагу четкими линиями, которые выгодно несколько утолщать лишь там, где контур должен быть виден под темным цветом. Строгий рисунок иногда необходим в станковом этюде, если поставлена задача изображения сложной формы, которая требует детального и выверенного построения. Но при всей строгости рисунка контур здесь уже носит иной характер, чем в рисунке под орнамент. Линия должна теперь строить объемную форму и служить основой для свободной лепки ее объема, а не сковывать кисть.
Указав место для мазка, вспомогательный контур должен «скрыться» даже под прозрачным слоем краски, Следовательно, рисунок под акварель должен быть очень легким и скупым на штрих. Лучше всего, если контур сделать прямо кистью с сильно разведенной голубой краской, которая особенно хорошо перекрывается последующими прописками. Но кистью начинающие художники могут нарисовать элементы пейзажа, простые предметы натюрморта. Рисунок более сложных форм — головы или фигура человека, интерьера и архитектурного пейзажа — придется делать карандашом. Чтобы не загрязнять лист многократными исправлениями и не повредить бумагу карандашом или резинкой, лучше нарисовать модель на отдельном листе бумаги, изучив в этом рисунке строение и характерные особенности формы, а на бумаге, приготовленной под акварель, сделать скупыми линиями более лаконичный и уверенный рисунок. При этом самые выпуклые части формы, первые планы постановки или мотива желательно передать более темными штрихами, как и тени на предметах, а удаленные планы набросать более тонкими легкими линиями. Этим уже в линейном изображении в какой то мере будут переданы пространственные планы и намечены изгибы форм в тенях. Выполнив рисунок карандашом, лист нужно промыть водой, желательно даже мыльной, чтобы удалить жировые пятна и ослабить тона штрихов. Места бликов, которые не следует на первых порах записывать цветом, можно очертить. Но лучше их закрыть резиновым клеем. Этот клей, быстро засохнув, защитит бумагу от окрашивания в том месте, где полагается быть блику, даже если писать широко. Когда выявляют блики, клей легко удаляется резинкой. Образовавшийся просвет остается лишь слегка пролессировать цветом, соответствующим данному блику.
Стадия нанесения контура под акварель органичнее сольется с началом работы цветом, если провести предварительную обобщенную, прописку формы сразу кистью, одной краской (причем не только голубой, как говорилось выше, а когда нужно — теплой). Но необходим опыт, чтобы предугадать цвет подобной подготовки под акварельную живопись. Вторая стадия — выявление основных цветовых отношений и градаций светотени. В отличие от этюда маслом акварель ведут не от темного цвета к светлому, а от светлого к темному, если работают в технике постепенного усиления цветосилы акварельных прописок. Эта последовательность объясняется тем, что путем лессировок всегда имеется возможность утемнить тот или иной цвет, а вот высветлить какойлибо участок этюда уже трудно. Поэтому акварельный этюд чаше всего начинают с прописывания освещенных и вообще самых светлых мест по всему этюду, согласовывая их цветовые оттенки. Затем прокрывают полутени тоже сразу на всех предметах, также сравнивая их оттенки между собой и с цветом освещенных мест. Далее прописывают тени, т. е. все более и более погашают тона от светлых к темным, насыщая цветом этюд. Существует и другой способ, когда наносят собственные цвета по всей освещенной части предметов и сразу пишут тени, согласовывая свет и тень по цвету. А полутона и полутени наносят последующими прописками по этой первоначальной раскладке основных цветовых пятен. Первый способ, таким образом, заключается в исполнении этюда от светотени к цвету, а во втором этюд ведут от цвета к светотени. Нанесение одного прозрачного слоя краски на другой, тоже прозрачный, создает в акварели богатую игру цвета, дает возможность проводить всевозможные лессировки. Поскольку все красочные слои в акварели прозрачны, лессировки здесь смягчаются белым цветом бумаги и имеют особенно привлекательный, нежный и мягкий тон, иногда очень неожиданно получающийся даже в процессе письма аляприма. Поэтому лессировки в акварели применяются шире, 118 , ' чем в масляной живописи, — такова природа этого красочного материала. Но и в акварели используется корпусное письмо. Усилив лессировками тени почти до необходимого тона, сразу же нужно поднять и звучность ранее слегка тронутых краской освещенных мест фона.
Для этого наносят новые оттенки в освещенных участках, но не только «цветной водой», а также и полусухой кистью. Этим приемом, не утрачивая прозрачности новых мазков, придают цвету большую плотность. Полусухая кисть касается только верхушек зерен бумаги, придавая тем самым и некоторую фактурность освещенным местам в противовес воздушным обобщенным лессировкам в тени. Если бумага очень шероховатая, на акварельную кисть берут много жидко разведенной краски и наносят не столько мазок, сколько кашлю. Напомним, что в этом случае планшету лучше придавать почти горизонтальное положение. Корпусность достигается также добавлением в смесь черной краски или белил. Но делать это надо осторожно. А начинающим и вовсе не стоит пользоваться этим приемом, так как белила внесут в этюд мутногрязный цвет. Приемы письма чистой акварелью (без белил) заключают в себе широкие возможности для решения живописных задач. О мазке в акварели можно сказать то же, что говорилось об этом в беседе о масляной живописи: характер мазка помогает лепить форму и передает особенности почерка художника, его воодушевленность и энергию. В акварели можно достигать тончайших переходов от сттенка к оттенку, сливая мазки, нанося их «по мокрому» или вливая краску в уже положенный мазок. Можно наносить и мазкипятна с четкими краями, напоминающие цветные камешки мозаики. Обычно для получения таких мазков планшет тоже приподнимают, чтобы краска не растекалась. Этим обеспечивается четкость мазков, которые как бы гранят объемную форму. Прелесть акварели придают и свободные «подтеки» краски, а как управлять ими, вы уже знаете. К сожалению, начинающие акварелисты очень боятся подобных «подтеков» и, вместо того чтобы учиться «управлять» ими, пишут полусухой кистью, как бы растушевывая краску и тем самым засушивая этюд. Умелое пользование кистью помогает также передать изгибы поверхности округлых предметов у «краев» их формы, т. е. гонко прописать и касания. Сливая чистой полусухой кистью мазки, только что нанесенные по форме и по тону, достигают мягкого перехода, расплывчатого «контура», передающего округлый изгиб .поверхности формы. Можно между этими мазками влить и переходный оттенок, если он увиден в натуре. Контраст цвета предмета и цвета ближайшего к нему участка фона, как известно, очень важно наблюдать и передавать. Завершающие стадии акварельного этюда как раз помогают отработать нанесение мазков разного вида и характера, в касаниях и деталировке. Конечными стадиями акварельного этюда, как и любого этюда, считают деталировку и завершающее обобщение.Необходимые детали вводятся в процессе моделировки формы более тонкими кистями, чем велась обобщенная лепка объемов. Поэтому в .работе над длительными этюдами надо уже пользоваться не однойдвумя кистями №№ 16—24, а наборам акварельных кистей. Детализация — очень ответственный этап в работе над этюдом. Деталь ладо органически связать с той формой, которой она принадлежит, по цветовому оттенку, светосиле и пропорциям. Следите, чтобы не получилось пестроты в деталях. Думайте, какие детали необходимо передать, а какие лучше опустить, как не имеющие важного значения, не придающие этюду большой характерности. Все это необходимо' взвесить, чтобы детализирующие мазки положить уверенно, точно и свежо. обретает мутный Соблюдать правила нанесения прозрачных мазков на этой стадии особенно важно. Нередко, пользуясь тонкими кистями, неопытные художники .наносят детали в виде линий и штрихов густой краской, которая по высыхании принимает глухой тон, вырывающийся из оощего акварельного тона. Завершающее обобщение ведется широкими лессировками, в основном предназначенными для ослабления яркости тех мест, которые должны отступить на дальний план, для обобщения фона и. наоборот, для усиления цвета выпуклостей (первых планов, наиболее сочных и ярких, в натуре. Если в процессе деталировки этюд приобрел несколько «замученный» вид и был слишком перегружен наслоениями красок, например в тенях, то перед завершающими прописками его лучше отмыть. Для этого этюд подносят на планшете под водопроводный кран и весь заливают водой. Если надо отмыть только часть этюда, то действуют широкой сильно увлажненной кистью. Затем решительными прописками в манере аляприма смело оживляют этюд, воскрешая первое, наиболее яркое впечатление от натуры. Применяется также способ обобщения, который усиливает цветовой тон этюда в целом. Если для мотива, например, характерно преобладание теплых тонов, то завершающее обобщение этюда можно провести, закрывая его тонким красочным слоем соответствующего оттенка, а затем делая акцептирующие удары в наиболее красочных местах. Последний прием нельзя применять механически, не опираясь на технический опыт п, главное, на глубокое понимание колористического решения этюда. |