На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Пастель

Пастель


Под таким названием продаются наборы различных по цвету карандашей, обернутых бумагой. Для этих карандашей применяются пигменты — сухие порошки, которые входят и в состав акварельных и клеевых красок. Связующими веществами пастели являются гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко. Оттенки пастельной палитры имеются в готовом виде; путем смеси разных пигментов и наполнителей (мела, белил) изготовляются карандаши самых разнообразных цветов, а в пределах каждого цвета — карандаши всевозможных оттенков. Художник, рисующий пастелью, имеет перед собой как бы палитру с готовыми смесями различного цвета, из которых надо подбирать необходимые оттенки для изображения натуры.
В этюде смешение пастельных оттенков, как правило, не делается, так как пастель является кроющим материалом и при накладывании одного штриха на другой преимущественно виден цвет только верхнего слоя. Но при наложении различных по оттенку штрихов создается впечатление цвета, который является как бы суммой этих оттенков (так называемое оптическое смещение). Хотя пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и топкостью колорита, техника их исполнения ближе к рисунку. На листы серой, очень шероховатой бумаги наносят различные оттенки карандашами соответствующего цвета. Иногда штрихи просто растирают пальцем, а иногда и оставляют в расчете на то, что при рассматривании на расстоянии они сольются в общий цветовой тон.
Если трудно достать серую шероховатую бумагу, нейтральный тон которой помогает «собирать» цветовой строй пастельного рисунка, то ее можно приготовить самому. Для этого можно взять полуватманскую или обычную рисовальную бумагу или картон и загрунтовать. Грунт составляют из мучного клейстера или казеина, серой краски с примесью умбры, белил и толченой пемзы. Грунт наносят на картон широкой кистью. Можно под пастель подготовить и белую бумагу, для чего ее сначала проклеивают мучным клейстером и тут же посыпают толченой пемзой. Излишек пемзы надо стряхнуть до высыхания проклейки. Получится шероховатая бумага, хорошо принимающая на себя пастельные штрихи и мазки. Недостатком пастельной техники является то, что работы, выполненные пастелью, сложно хранить. Поскольку пастель пачкается или через некоторое время осыпается, этюды надо хранить под стеклом или фиксировать. Но фиксирование изменяет приятный мягкий тон и даже структуру пастели, превращая ее как бы в темперу, покрытую лаком.
Пастель