На сайт > О технике и материалах рисунка и живописи > Фиксативы

Фиксативы


Обезжиренное отстоенное молоке может служить неплохим закрепителем, так как представляет собой в основном раствор натурального казеина. Молоко немного разбавляют водой и в таком виде или с добавлением одной чайной ложки сахара на стакан используют как фиксатив для графитных и угольных рисунков. Желатиновый фиксатив составляют из двух частей желатина, растворенного
 в 100 частях воды с добавлением 10 — 30 процентов денатурата или винного спирта. Этим составом особенно хорошо закреплять угольные рисунки. Имеются также рецепты спиртовых фиксативов. Простейшим из них является раствор канифоли в денатурате или чистом спирте. Любой из этих фиксативов наносят на горизонтально положенный рисунок с помощью пульверизатора. При этом следят, чтобы на поверхности рисунка не образовались капли раствора, которые могут вызвать искажение изображения. При появления капель их быстро снимают промокашкой. Равномерно покрыв фиксативом рисунок, дают ему просохнуть. Если он сразу не закрепился и пачкает, то надо еще раз провести фиксирование тем же приемом. Пульверизатор можно заменить щеткой и сеточкой в деревянной оправе.
Проводя щеткой, слегка смоченной в фиксативе, по сетке, получают ровное разбрызгивание состава по поверхности рисунка (рис. 41). Есть еще один способ фиксирования угольных рисунков. Бумагу для рисунка предварительно проклеивают раствором желатина, высушивают и затем по ней выполняют рисунок углем.
Если законченный рисунок на этой бумаге подержать над паром кипящей воды, то клей растворится и свяжет угольные штрихи с бумагой. Фиксативы всех видов, а особенно спиртовые, вызывают потемнение рисунка и белых участков бумаги. Это надо предусмотреть. Указанными составами фиксируют и пастель, но она при этом, как говорилось выше, сильно преображается и приобретает вид темперы. Пастель совершенно недопустимо фиксировать спиртовыми фиксативами, которые вызывают не только потемнение, но и осыпание. Акварельные работы боятся в основном воздействия света и сырости. Свет вызывает пожелтение бумаги и выгорание краски. Поэтому акварельные этюды хранят в папках в сухом помещении, а если желают повесить произведение, то помещают его под стекло.
При этом надо следить, чтобы стекло не касалось живописи. Этюды, выполненные пастелью, развешивают на стенах, на которые не падает слишком яркий свет. Этюды, написанные маслом, наоборот, любят свет, который ускоряет просушку красочных слоев и придает звучность лессировкам и пастозным пропискам. Но пыль и сырость — злейшие враги масляной живописи. Поэтому этюд, который собираются писать еще несколько сеансов, надо тщательно оберегать от пыли, а законченный этюд высушивать, поставив его «лицом» к стене и закрыв от пыли.
После того как красочные слои абсолютно высохнут, что бывает приме'рно через годполтора, картины нередко покрывают специальным лаком, слегка протирая тонким слоем всю красочную поверхность, нигде не допуская подтеков или густых наслоений лака (предварительно картину надо очистить от пыли ваткой, слегка смоченной в скипидаре). Масляные этюды лучше всего хранить б сухом помещении на стеллажах, на которых они хорошо проветриваются н оберегаются от увлажнения. Сильно увлажненные холсты провисают, чем вызывается растрескивание и потемнение живописи. Клеевые и другие грунты от сырости плесневеют и отделяются от холста вместе с живописью.