На сайт > Летние задания для начального курса > Натюрморт

Натюрморт


Учиться видеть натуру глазом художника, учиться наблюдать в окружающей действительности то, что интереснее всего для изображения,— вот задача всего начального курса и летних занятий в частности. Уделите больше времени живописи натюрморта, выполните также ряд рисунков и этюдов на открытом воздухе, предваряющих систематическую работу над пейзажами. Продолжайте зарисовки и наброски людей во время работы, отдыха и т. д., которые начали с первого задания по основному пособию.
Для натюрмортов (кроме рекомендованных в пособии предметов) хороши овощи и фрукты, цветы, грибы, наиболее крупные и простые по форме. Плоды или овощи, ветки с листьями в сочетании с утварью, например кринкой, цветной вазой, тарелкой, лукошком, не могут не привлечь вашего внимания красотой и разнообразием цвета и формы. Сначала понаблюдайте, как группируются предметы под рукой человека. Сделайте зарисовки корзины с овощами, только что принесенной в дом, снеди на кухне. Пойдите на огород и зарисуйте лейку, грабли или тяпку прямо на грядках. Понаблюдайте, как цветок в простой вазе преображает уголок комнаты, как красиво сочетается бархатистый цвет крупных боровиков и оранжевых лисичек с золотистыми оттенками сосновой скамьи, сизым цветом старой корзины, в которой только что принесли из леса грибы. Выразительные сочетания строгих форм утвари с живописными плодами, овощами, зеленью, образующие разнообразные по силуэту группы предметов, подскажут вам ряд постановок натюрмортов. «Природа содержит в красках и форме элементы всех картин решительно так же, как клавиатура содержит все ноты музыки, писал английский художник Д. Уистлер. Но художник предназначен к тому, чтобы разумно выбирать эти элементы, овладеть ими и сгруппировать их, чтобы достичь результата красоты...»*.
Поучитесь и вы этому: на основе зарисовок из жизни отберите предметы для будущего натюрморта, по сложившемуся замыслу организуйте постановку так, чтобы предметы расположились естественно и в соответствии со своим назначением и чтобы вся группа в целом была красивой и единой по силуэту. Примером композиции натюрморта служит этюд французского живописца Ж.Б. Шардена (см. рис. 4 в книге «Учебные задания для начального курса»). В альбоме наглядных пособий дана репродукция натюрморта, написанного П. Кончаловским. Скромный, на первый взгляд очень бегло написанный этюд «Хрусталь и лимон» поможет вам в решении цветовой композиции. Чувствуется, что художник был восхищен красотой простых, ясных, но очень живописных сочетаний желтого пятна лимона, красноватокоричневого стола, бурозеленоватого фона и серебристого стекла. Организовывая постановку, художник расположил предметы так, что лимон стал «ключом» цветовой композиции. Но если бы лимон оставался единственным светлым пятном здесь, то буроватозеленые и коричневые пятна окружения «задавили» бы его, придав и всему натюрморту несколько мрачноватый колорит. Большое светлое пятно салфетки вносит гармонию в отношения этих основных цветовых масс натюрморта, придает вес яркому пятну лимона, не забивая его. Треугольник салфетки красиво завершает силуэт группы этих четырех предметов, смягчая контраст приземистых форм стакана и небольшого лимона, горизонтальных линий стола, ножа и взметнувшейся вверх конусной формы рюмки. Линия ножа замыкает группировку спереди, последним штрихом объединяя все предметы в единое пластическое целое. Но зритель и не догадывается о большой работе художника над организацией как бы выхваченной из самой жизни «завязки» натюрморта. Так получилось потому, что, продумывая и уточняя сочетания форм и цветовых пятен, художник отнюдь не разрушал естественность расположения предметов. Напротив, он подчеркивал эту жизненность постановки выявлением ярких цветовых контрастов и противопоставлением пологих линий вертикалям, округлой формы лимона строгим формам рюмки и стакана. Не жалейте времени на композицию, постановку натюрморта, сделайте ряд набросков карандашом и красками разных вариантов группировки, чтобы вам было легче выбрать наиболее удачную. Эти поиски помогут составить более целостное представление об основных цветовых сочетаниях в натюрморте. Вам будет легче начать этюд, ибо прежде всего надо выявить главные, большие цветовые отношения, писать и рисовать «от общего». Этюд П. Кончаловского выполнен очень обобщенно и может служить примером решения тех задач, которые ставятся и перед вами.
Он написан декоративно, почти локальным цветом, но оттенки основной «окраски» предметов тонко выявлены и согласованны, поэтому все они объединяются в красивую землистую гамму, оживленную красноватым пятном стола и ярким зеленоватожелтым лимоном. Заметьте, что мы говорим «зеленоватожелтое» пятно, а не просто «желтое», «коричневатокрасное», «красноватокоричневое», а не упрощенно «коричневое». Этим мы хотим обратить внимание на то, что основные цвета надо передавать смесью двухтрех разных красок, чтобы получить такой оттенок каждого пятна, который бы согласовывался, красиво сочетался с соседними цветовыми массами. А некоторые начинающие художники увидят «желтое» и берут только желтую краску, которой раскрашивают тот же лимон. Получается не живой плод, а бумажный овал. Обратите внимание, что здесь даже салфетка написана не чистыми белилами, а цветно: то розоватыми оттенками (в контраст с зеленоватобурым фоном), то зеленоватосерыми мазками там, где она контрастирует с красноватокоричневым пятном стола. Пишите, сравнивая одно цветовое пятно с другим. На искомое пятно смотрите как бы вскользь, охватывая взглядом соседние цветовые массы. Мазки разного цвета раскладывайте по всему этюду сразу, как бы разбрасывая на нем разноцветные камни и подбирая их согласно общей цветовой гамме натюрморта. Тогда_вы преодолеете «раскрашенность» своих первых этюдов, если она была, найдете красоту цветовых сочетаний в самом обобщенном и кратковременном этюде. А решать этюды можно поразному. Одним художникам свойственно более широкое письмо, их этюды напоминают декоративные росписи. Другие, например Ж. Шарден, натюрморт которого вы знаете, сосредоточиваются на лепке объемной формы разнообразными по цвету полутонами. Чтобы скорее научиться наблюдать и передавать строение объемов, поставьте и нарисуйте (а потом и напишите) натюрморт из овощей или фруктов, в котором одно яблоко или картофелина, свекла были бы очищены ножом. Очищайте их крупными срезами; нож четко отметит те грани, из которых состоит форма любого округлого предмета. Вы обратите внимание на повороты этих граней ц поймете, как можно выразительнее вылепить форму штрихом или мазком различных оттенков и направлений. Для рисунка натюрморта, цель которого разобрать строение объемной формы и выявить объемность предметов, выбор натуры богат. Нарисуйте бочку или бадью, например, в саду, под водостоком, в кладовой. Различные повороты дощечекклепок, из которых собрана бочка, покажут вам, как граниплоскости строят объем. Как мы уже говорили, очень интересно и поучительно сделать зарисовки садового, огородного и прочего инвентаря непосредственно на месте его применения. Наблюдайте и передавайте различное положение форм в пространстве, их пропорции и объемность.
Не забывайте проверить каждый рисунок наметкой «каркаса», конструкции формы, учитывайте правила перспективы.
Чтобы все это легче решить, советуем не загромождать постановку большим числом предметов. Лучше ограничиться натюрмортами из двухтрех, самое большее четырех объектов. Не вводите в них мелкие ягоды, цветы сложного строения (если не склонны их писать «пятном»), а также и сосуды вычурной формы. Если захотите написать этюд букета цветов, то не увлекайтесь выписыванием цветков по отдельности. Букет — это объем, его можно обойти кругом, охватить руками.
Смотрите на него как на целостную красочную массу, в которой надо найти выступающую на зрителя часть, самое яркое и светлое по цвету пятно и передать, как закругляется объем всего пучка цветов. Подбирайте небольшие плотные букетики. Ставьте их лучше в глиняные кувшины и вазочки простой формы, без узоров. Простая форма и мягкий цвет выразительнее подчеркивают красочность живых цветов. Нарисуйте (а потом и напишите) несколько натюрмортов, в которых использовались бы ветви различных деревьев. Срезанную ветку можно поставить в банку с водой или просто положить на стол среди других предметов. Эти зарисовки помогут вам в работе над пейзажем. Выполняя рисунок ветки, обратите внимание, что она тоже имеет объем и определенную конструкцию. Разветвления от основной ветви направлены то прямо на вас, то в глубь пространства, в разные стороны, чем определяется и различное размещение масс листвы. Начать рисунок ветки следует с наметки ее общей формы, учитывая конструкцию и пропорции — отношение длины ветки с листвой в целом к ее ширине.
После наметки общей формы и уточнения основных пропорций постройте главную ветвь и основные ответвления, передавая различное их положение в пространстве. Затем наметьте наиболее крупные массы листвы, положите основные тени легкими штрихами и только на основе этого построения рисуйте отдельные листья, различно повернутые. Делая подобные зарисовки, вы заметите, что ветви и листва разных пород деревьев выглядят неодинаково. У березы тонкие веточки свисают вниз, листва нежная и трепетная, а у дуба узорная листва плотно группируется на крепких развесистых сучьях; форма ветвей взрослых елей поособому своеобразна и имеет вид зеленых лап. Эту общую форму ветвей и надо стремиться передать, прежде чем приступать к деталировке. Если вы научитесь передавать объемность ветки с листвой и особенности ее формы, то легче будет справиться и с изображением дерева в целом.