Лесовой П.В. Цветовая гармония 2005 год
  Лесовой П.В. Цветовая гармония 2005 год

Касаткин Н.И. Весна. Горящее поле. 2004 год
  Касаткин Н.И. Весна. Горящее поле. 2004 год

Яковлев А.А. Старая яблоня 1990 год
Яковлев А.А. Старая яблоня 1990 год  

Натюрморт
Так же, как и на первом курсе, но с большим умением и творческой инициативой следует ...

Цыбульникова Э.А. Наблюдатель 2009 год
  Цыбульникова Э.А. Наблюдатель 2009 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » Летние задания для старших курсов » Пейзаж

Пейзаж

Серьезная композиционная работа, как вы уже убедились, необходима и в пейзаже. В новых этюдах с натуры стремитесь выразить то настроение, которое навеяно изображаемым мотивом. Здесь вам надо проявить весь свой опыт в области композиции и живописи пейзажа, чтобы добиться в этюдах выразительной передачи состояния природы. На основных курсах вы работали преимущественно над выявлением разнообразного освещения в пейзаже и, вероятно, осознали, как важно учитывать характер освещения, подчеркивающего особенности данного момента в жизни природы. Наряду с этим стремитесь передавать и различные события в природе: дождь, ветер, предгрозовое затишье, зной и т. д., а также и свое отношение к ним. Конечно, сразу найти изобразительные средства, которые необходимы для выражения впечатления, трудно. Этому надо учиться в ходе систематической работы над этюдами. Укажем на важность продуманной композиции и выразительного выявления колорита, соответствующего состоянию природы. Обращаем ваше внимание также на богатые живописные и композиционные возможности, которые дает изображение в пейзаже неба.
Цвет неба, рисунок облаков, освещение так же разнообразны и неповторимы в различное время и в различных местах, как и все остальные детали пейзажа. Недаром крупнейший английский пейзажист Д. Констэбль писал: «...пейзажист, который в своих картинах не трактует неба, как одного из весьма существенных моментов композиции, лишается одного из своих сильнейших вспомогательных средств выражения... Возможно, что если небо выпирает... то это плохо, однако, если оно остается в полном пренебрежении... то это хуже... Было бы трудно назвать категорию пейзажей, в которых бы небо не являлось ключом, масштабом, основным моментом впечатления»*. В исполнении эподов вы должны проявить возросшее умение и понимание того, что выбор холста, красок, кистей и приемов техники живописи неразрывно связан с характером этюда, является одним из средств живописного воплощения замысла. «Когда художник так ощущает свою задачу, — пишет известный советский живописец Г. Шегаль, — его руки легко и точно отбирают нужные кисти — той длины, того волоса, той мягкости и жесткости, какие нужны не краскецвету, а веществу предмета. И кисть послушно набирает то количество краски, той ее густоты или пастозности, какие на холсте переплавляются во все многообразие предметного мира». Фактура и цветовое, колористическое решение нераздельны. «Колористы же, то есть художники, которые объединяют в одно целое все стороны живописи, обязаны сразу же и с самого начала установить see, что присуще и существенно для их искусства. Они должны лепить краской, как скульптор лепит глиной...» — писал великий французский художник Делакруа.
 Развить «чувство материала» помогут вам беседы из второй части этой книги. В ходе летних занятий этюдами у вас может появиться замысел эскиза пейзажной композиции, пейзажакартины, которая в обобщенных образах передает характерные черты природы родного края.
Если вы чувствуете особое влечение к пейзажу и желаете написать эскиз пейзажной картины, то используйте лето для тщательного сбора необходимого этюдного материала, на основе которого будете з дальнейшем разрабатывать замысел. Прежде всего советуем написать несколько этюдов с натуры того уголка природы или части города пли села, изображение которого должно лечь в основу будущей пейзажной композиции. Пишите в условиях различного состояния природы, чтобы найти мотив, наиболее соответствующий идее композиции. Пробуйте также писать мотив с различных точек зрения и всесторонне продумывайте композицию пейзажа в ходе предварительной работы с натуры. Если в эскиз пейзажа вы хотите ввести изображение человека, животных, а быть может, различных машин, то сделайте дополнительные этюды с натуры. Особенно необходимы проработанные этюды тех элементов пейзажа, которые по замыслу являются композиционным центром эскиза.
Подобные этюды необходимо сделать и с объектов, располагаемых на первом плане картины. Еще более напряженная работа потребуется летом, если вы решили писать пейзаж, разрабатывать его композицию не только по классическому методу на примере создания картины «Грачи прилетели» Л. Саврасова, а целиком по натуре. Так, например, был создан левитановский «Март». В этюдекартине, если вы обладаете уже достаточными живописными навыками и чувством композиции, можно воплотить пейзажный образ с большей непосредственностью и свежестью, чем в работе, написанной по предварительным кратковременным этюдам в мастерской. Если вам удалась пейзажная серия 'на втором основном курсе, то можете теперь попробовать написать этюдкартину. Картину «Золотой плес» И. Левитан писал необычно: к вечеру выходил на берег Волги и пытливо наблюдал миг последнего свечения золотого зарева над зашедшим уже за горизонт солнцем. Наблюдал так зорко и вдохновенно, что уносил с собой не только общее впечатление, а, казалось, весь этот склон речного обрыва с пеньками срубленных деревьев, постройкой под красной крышей и воздушным маревом над дальним берегом. Ранним утром мастер становился у мольберта и воплощал в краски живой образ, запечатленный в памяти. Художник Г. Нисский чаще всего пишет свои оригинальные по композиции пейзажи по представлению, вобрав в свою память зримые черты некоторых мотивов, обобщая их посвоему, ритмично перестраивая, своеобразно решая в цвете. Но как бы ни создавалась композиция, зерном ее всегда должен быть конкретный мотив или целый ряд жизненных впечатлений, пропущенных через призму творческого воображения художника и ставших «узлом» художественного образа. «Сочинительство» порождает только фальшивые, ущербные и пустые произведения. Важно попять, что замысел — это молния, озаряющая художника не с рождения творческой идеи, а с момента претворения ее в образную живописнопластическую форму.
Наблюденный в натуре мотив помогает художнику осознать, как должна выглядеть будущая композиция, как ее выигрышнее всего написать, как решить в линиях, красках, материале. Совсем не безразлично для построении и воплощения композиции, будет ли она выполняться в живописи или в графике. Да п вариантов эскиза в любом материале может быть много; задача художника — найти лучший из них. Творчество это поиск! «На девятом десятке лет моих усилий, — писал об этом И. Репин, — я прихожу к убеждению, что мне надо, вообще, очень долго, долго работать нал сюжетом (искать, менять, переделывать, не жалея труда), и тогда в конце концов я попадаю на неожиданные клады и только тогда чувствую и сам, что уже драгоценность... нечто еще не бывалое, редкость...».
Для развития композиционных способностей именно поиски, разработка многочисленных эскизов особенно полезны и ценны. Пришлите все свои работы — этюды, эскизы, натурные зарисовки, чтобы опытный педагогхудожник помог вам отобрать наиболее удачное и свежее решение замысла, а также сберечь первое яркое впечатление от натуры. Ваша задача сохранить во всей этой большой работе яркость и непосредственность первого впечатления от мотива в эскизе, попробовав при этом посильно обобщить п подчеркнуть его характерные особенности. Работая над окончательным вариантом пейзажной композиции, не забывайте, что это эскиз, техническое исполнение которого во многом отличается от картины, так как направлено на выявление сути, общих черт композиции и общих цветовых отношений. Поэтому не сушите эскиз и не пытайтесь вести его «от деталей», как делают некоторые неопытные пейзажисты, фактически подменяя пейзаж картинкой. Картина требует не только времени и системы в работе, но и очень большого мастерства. К этому вы будете приближаться постепенно, если верно поймете задачи эскиза и научитесь главному — умению найти и решить в материале основу пейзажного образа. В итоге летних занятий на третьем курсе: 1) 5—10 этюдов пейзажа, а по желанию и эскиз пейзажакартины; 2) 1—2 этюда головы в плейере (в условиях открытого пространства, на фоне пейзажа); 3) 1—2 этюда фигуры в плейере; 4) 20—25 различных зарисовок и весь натурный материал, собранный для эскиза композиции. На любом этапе занятий и в самостоятельной творческой работе необходимо стремиться Полностью использовать лето,.
Беседы о целях и задачах занятий начинающих художников летом важно подкрепить практическими советами по технологии живописи и рисунка. Полезно вместе заглянуть в «живописную кухню» художникамастера и там, разбираясь в ремесле нашего дела, понять тесную связь приемов, техники и самого выбора материалов с методами рисунка и живописи. Эти беседы не претендуют на полноту сведений. Автор стремился дать лишь такой минимум знании технологии живописи и рисунка, который был бы доступен начинающему художнику и мог быть им сознательно использован.

 (голосов: 3)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Изображение человека и композиция
  • Пейзаж
  • Пейзаж
  • Приспособления для занятий на открытом воздухе
  • Натюрморт и интерьер



  •