Кугач Ю.П. Солнечный день. 1977 год
  Кугач Ю.П. Солнечный день. 1977 год

Коротун Е.Н. Юрты 2005 год
  Коротун Е.Н. Юрты 2005 год

Гребенюк А.И. Мост. 1986 год
  Гребенюк А.И. Мост. 1986 год

Пронькин В.И. Охота. Привет Уорхолу
о Пронькин В.И. Охота. Привет Уорхолу. Новый авангард. 2006 год

Кугач Ю.П. Солнечный интерьер. 1966 год
  Кугач Ю.П. Солнечный интерьер. 1966 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » Летние задания для первого основного курса » Пейзаж

Пейзаж

Если вы не занимались на начальном курсе, то для углубления имеющихся навыков советуем выполнить те работы, которые предваряют занятия по пейзажу: натюрморт с веткой, этюды и зарисовки элементов пейзажа, перечисленные выше. Может быть, иному самодеятельному художнику, работавшему над большими пейзажами и участвовавшему в выставках, такое задание покажется скучным учебным упражнением. Смотря как к нему подойти! Раздел пейзажа в пособии «Рисунок и живопись» открывается репродукцией с этюда великого русского художника А. Иванова «Ветка». Этот этюд открыл целую эпоху в развитии русской живописи, предвосхитив более чем на сорок лет открытия импрессионистов. До Иванова никто не умел так тонко передавать свет и воздух, рефлексы на листве от неба, игру света в ней. Ветка написана «в среде», а не просто «на фоне неба». Это было в свое время откровением в живописи. Более того, этюд до сих пор смотрится как значительное художественное произведение, поражающее своей целостностью, образностью и правдивостью.
Отсюда вывод: активное творческое отношение к натуре, обостренное видение живописных качеств ее помогает художнику достичь высокого «результата красоты» в скромном этюде, а при большом мастерстве — придать ему значимость законченного произведения. Серьезное отношение к заданию поможет вам сделать такие открытия, которые при самых скромных результатах заставят заново взглянуть и на природу, и на живопись.
На таких мотивах легче решать задачи, возникающие в работе над более сложными этюдами. Прежде чем выполнять задания по разделу «Пейзаж» основного пособия для первого курса, сделайте несколько предварительных самостоятельных зарисовок и этюдов. Это даст возможность втянуться в работу над пейзажем и понять основные особенности этого вида изобразительного искусства Если вы обратите внимание на красоту цветовых сочетаний в природе, на выразительность светотени и чередование пространственных планов, то повсюду откроете нечто необычное: живописную выразительность и содержательность.
Чтобы в пейзажных этюдах успешнее справляться с компоновкой изображения и достигать в работах известной выразительности, необходимо в ходе наблюдения окружающей природы стараться находить наиболее характерные и привлекательные мотивы. Начинающие нередко ищут нечто необыкновенное по красоте растительности и эффектам освещения, не видят ничего привлекательнее пышных закатов, а иногда подражают дешевым картинкам. Чем больше вы будете работать над пейзажами, тем сильнее разовьется способность находить поэтические мотивы и передавать в них нечто свое, только вашим глазам и сердцу открывшееся.
На первом курсе работайте над изображением мотивов с неглубоким пространством и небольшим числом объектов (чем меньше, тем лучше). Надо выбирать такие мотивы, в цветовом строе которых вы разобрались, тогда и писать этюды будете смелее. Ограничиваюсь выбором самых несложных мотивов, вы имеете полную возможность найти среди них и такие, которые особенно полюбятся и вызовут горячее желание рисовать. Работать над каждым этюдом и рисунком можно 1,5—2 часа. Выполнять их следует только с натуры, ни в коем случае не дорабатывая дома по памяти: такая доработка при отсутствии опыта лишает этюды свежести и непосредственности. Разумеется, что рисовать пейзажи по представлению вам еще рано, так как не накоплен необходимый запас наблюдений и навыков правильного изображения природы.
Какие изобразительные задачи надо будет решать? Изображаете ли вы скромный уголок двора, огорода или сада, пишете ли пейзаж только с одним деревом или скромной постройкой, — необходимо в первую очередь уловить и передать общее состояние освещения данного момента.
Природа бесконечно меняет свой облик в зависимости от состояния погоды и времени дня. С солнечным днем неразрывно связаны контрастная светотень, сильные блики света и глубокие, но прозрачные тени с яркими рефлексами. В пасмурный день светотень мягкая, мало выразительная, тени по площади незначительны. Зато полутона приобретают насыщенность, вы их видите больше, разнообразнее, цвет каждого предмета проявляется богаче. Прописывая светотень, не следует просто высветлять и затемнять одну и ту же краску; нужно искать цвет тени и цвет освещенной части, уяснять отношение теплохолодных оттенков (что теплее — тень или свет?).
В ходе этой работы вы осознаете, что и освещение имеет не только яркость, но и цвет. Этот цветовой оттенок присутствует в цвете всех элементов данного мотива, особенно ясно объединяя многообразные краски природы. Утром вы увидите преобладание одних оттенков, вечером — других (см. таблицу в альбоме наглядных пособий). В хмурый, непогожий день вокруг не просто темнее, чем в солнечный, а больше холодных, серебристых по цвету оттенков. Очень важно в самом начале работы уяснить отношение Цвета неба к цвету земли, определить, что светлее, холоднее или теплее по цвету: небо или земля, трава, деревья и постройки. В этом вам поможет нехитрое приспособление: возьмите стекло и закрасьте его с одной стороны черной краской; если посмотрите на отражение натуры в этом темном «зеркальце», то яснее увидите основные соотношения цветовых масс мотива. Оно же поможет увидеть, в чем заключается «изюминка» мотива и особая задача его цветового решения.

 (голосов: 3)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Начальные занятия по пейзажу
  • Пейзаж
  • Пейзаж
  • Как писать этюды
  • Натюрморт и интерьер



  •