На сайт > Летние задания для первого основного курса > Натюрморт и интерьер

Натюрморт и интерьер


Если вы переведены с начального курса на первый основной, то займитесь решением более сложных изобразительных задач. Продолжайте работать над пейзажем, натюрмортом, ежедневно выполняйте зарисовки фигуры, сценок, собирайте материал для своих эскизов. Если же вы приняты непосредственно на первый курс, то наступающее лето станет для вас репетицией самостоятельной творческой работы на основе опыта предшествующих занятий под руководством педагога.
В композиции натюрмортов вводите овощи, фрукты, цветы, грибы, ветви, а если имеете уже некоторый опыт в живописи, то попробуйте написать натюрморт па подоконнике с видимым за ним пейзажем или этюд части террасы, комнаты с открытым окном. Работая над этюдом живописного букета, не забывайте, что необходимо передать его объем, общую форму и только затем прописывать основные детали. Приступив к детализированию формы того или другого цветка, учитывайте его расположение в букете, сравнивайте его светотень и цветовой оттенок с окружением. Теперь от вас требуется большее умение в передаче той связи всего натюрморта с окружением, со световоздушноп средой, на которую вы впервые обратили внимание в своих ранних этюдах.
Посмотрите, как замечательно показан поток света, льющийся из окна, в котором буквально купается букет цветов, насквозь пронизанный лучами летнего солнца, в натюрморте П. Кузнецова «Цветы на окне» (см. альбом наглядных пособий). Как воздушна живопись, словно мазки легки и прозрачны, как воздух, окутывающий этот букет. Вы чувствуете и форму, и даже различие в весе плотной вазы и цветков но нет той «вырезанпости» и «сусальности», которой страдают иногда неумелые этюды букетов, больше похожие на безвкусные росписи подносов, чем на живопись. Некоторые из вас и на основном курсе будут развивать свою склонность к декоративному, а не только к пространственному решению этюдов. При этом вы не станете прежде всего заботиться о том, чтобы плоскость холста была как бы «прервана» и превратилась в «окно в пространство».
Скорее всего вас будет привлекать такая гармония цветовой композиции и такое решение картинной плоскости, которые больше раскрывают декоративную красочность натюрморта. Подобное решение можно увидеть и у широко известного мастера живописи М. Сарьяна, и у многих самодеятельных художников, может быть и не овладевших высотами профессионального мастерства, но очень близких к народному творчеству. Не ограничивая вас в поисках своей, совершенно самобытной формы, мы только хотим напомнить, что любому художественному произведению свойственны внутренняя целостность, цветова.ч и пластическая стройность, жизненность образов.
Пристально изучайте натуру глазом художника, продуманно стройте композицию, решайте работу «от общего». А приступив к деталировке, никогда не пишите чтолибо отдельно, изолированно от общей формы (например листы кочана капусты, вино1радины в грозди и т. п.). Всегда старайтесь подчинить деталь целому и обобщить этюд. Цветы и овощи интересно ввести в пейзаж (например капусту или тыкву на грядках огорода, подсолнечник на фоне неба и т. д.).
Помощь в работе над этюдами и рисунками натюрмортов вам окажут разделы пособия: «Рисунок натюрморта» и «Живопись натюрморта» (см. «Рисунок и живопись» т. 1). Работая над этюдами натюрмортов на открытом воздухе или над этюдами различных предметов на фоне части пейзажа, понаблюдайте и передайте, насколько яснее заметны здесь все оттенки, прозрачнее и красочнее тени, разнообразнее рефлексы по сравнению с тем, что вы видите в закрытом помещении. Если вы задание по рисунку интерьера не выполняли зимой, то летом сможете его сделать еще интереснее, рисуя не только в своей квартире, но и на террасе, в помещениях колхоза или завода, в мастерской, в кузнице.