Василенко А.С. Волжский мотив 1998 год
  Василенко А.С. Волжский мотив 1998 год

Жигимонт П.И. Вид на старый акведук. 1970 год
  Жигимонт П.И. Вид на старый акведук. 1970 год

Желобок В.Ф. Вифлиемская звезда. 2003 год
  Желобок В.Ф. Вифлиемская звезда. 2003 год

Махотин Ю.А. На землю русскую 1984 год
  Махотин Ю.А. На землю русскую 1984 год

Агриян Л.С. Бухара. Фари-Заргарон 1931 год
  Агриян Л.С. Бухара. Фари-Заргарон 1931 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » Летние задания для второго основного курса » Пейзаж

Пейзаж

Необходимо продолжить выполнение кратковременных этюдов пейзажей, ставя более сложные живописные и композиционные задачи (см. «Рисунок и живопись», раздел «Пейзаж»). Углубляйте навыки исполнения быстрых односеансных этюдов, имеющих своей целью обобщенную передачу цветовых соотношений неба, земли, деревьев, воды и других основных элементов пейзажа. Одновременно поработайте и над первыми своими многосеансными пейзажными этюдами по соответствующему заданию пособия. Практические советы о выполнении многосеансных этюдов см. на стр. 101 —105. Наконец, от изображения мотивов с неглубоким пространством постепенно переходите к рисункам, а затем к этюдам более сложных мотивов, в которых глубина пространства наглядно выявляется и «строится» линиями убегающей вдаль дороги, реки, улицы, аллеи или просеки (см. соответствующие задания пособия). Выгодны мотивы, постранственность которых подчеркнута контрастом между затененным, допустим, первым планом и ярко освещенным вторым. Примером может служить «Околица» И. Левитана (см. «Рисунок и живопись», т. 1, илл. 6) или его известная картина «Вечерний звон».
Во всех случаях освещения и состояния природы надо суметь выявить и подчеркнуть цветовой контраст между первым и дальним планами изображаемого мотива. Не зря А. Иванов говорил, что каждому пространственному плану свойствен свой полутон и нельзя спутать оттенки первого и второго планов, второго и дальнего. Даже если вдали видна красная крыша или ярко блестящая полоса реки, надо суметь найти более плотные и весомые оттенки для первого плана, а дали увести в глубь пейзажа. По мере накопления навыков и знаний должна углубляться и образность вашей живописи. Задание — изучить изображение мотивов с глубоким пространством — надо воспринимать как новую творческую задачу. Бывает, однако, так, что этюд написан грамотно, умело, но выглядит ландшафтом, пособием по географии, оставляя зрителя равнодушным к нему. Нельзя просто выйти на простор поля и начать списывать ,необозримые дали. И здесь важно найти мотив, который прежде всего взволновал бы вас гармонией своих красок, эффектом освещения, пластичностью и ритмом форм и линий. Ваша задача — увидеть и прочувствовать элементы будущего пейзажа, выбрать наиболее выразительную часть пространства, найти выгодную точку зрения на мотив, который может станет стержнем композиции этюда. Активный выбор мотива поможет вам наметить план композиционного и цветового решения будущего этюда.
Советуем сделать несколько предварительных набросков карандашом и красками, чтобы проверить, насколько удачен этот выбор, особенно если вы готовитесь писать дватри сеанса. Компонуя пейзаж в этюде, учтите, как влияет на решение поставленных задач умение выразительно построить перспективу, найти пропорции основных масс, заранее «взвесить» плотность и величину крупных теней и пятен света, основных цветовых масс. Например, как и где наметить линию горизонта? Если провести ее строго посередине холста, то сразу в пейзаже появится вялость. Надо подумать, почувствовать, чего взять больше: неба или земли. Это зависит от характера мотива и от замысла пейзажного образа. В пособии «Рисунок и живопись» вы можете увидеть по репродукциям, как поравному решают эту задачу пейзажисты. Задумав показать созданное волей человека новое море, Г. Нисский в пейзаже «Рыбинское море» (т. 1, илл. 67) Оставил только узкую полоску неба. Наоборот, в рисунке В. Цигаля «Алтай» (т. 1, илл. 65) небо занимает более двух третей листа, словно шатром венчая свежевспаханную и напоенную вешней влагой жирную целинную землю. Не выбери художник именно такие пропорции неба, ночной мотив приобрел бы мрачноватость, не вяжущуюся с идейнообразным строем композиции.
Перед вами может расстилаться дорога, проселочная или шоссейная. И ее нельзя механически срисовать, наоборот, надо постараться сделать так, чтобы дорога стала интереснейшим элементом композиции, стержневой линией пейзажа, придающей ему определенную эмоциональность. Поясним этот совет на примерах. Художник Г. Нисский в пейзаже «Подмосковная зима» (см. «Рисунок и живопись», т. 1, илл. 70) и в ряде других своих работ, а также Т. Салахов в широко известной картине «Утренний эшелон» выбрали строго фронтальную .перспективу дороги. Это придает ее линиям и всему пейзажу стремительность, вносит в него порывистое движение и как бы втягивает зрителя в картину. А если перед вами спокойно колышется золотистое поле, тишина разлилась над его простором, спокойно и мерно чередуются небольшие увалы, плавно сливаясь у горизонта, то как нарисовать дорогу, стелющуюся среди хлебов? Попробуйте здесь выбрать другую точку зрения и нарисовать дорогу не фронтально, а ближе к диагонали листа. Может быть, такое решение перспективы будет больше отвечать образному строю вашего пейзажа? Понятно, что одновременно с определением линейного «каркаса» пейзажа необходимо заранее взвешивать и цветовые пятна неба, земли, дороги, почувствовать пропорции и пятна дерева или перелеска, если они красиво вкомпоновались в мотив. Для будущего колористического, а значит и эмоционального решения этюда все это имеет большое значение. И чем серьезнее используете средства композиции, тем образнее воплотите свои впечатления в этюде. А это поможет успешнее овладеть необходимыми навыками и решить учебные задачи.
Интересные изобразительно, содержательные, проникнутые кипучим ритмом нашей жизни мотивы можете найти и в городе — ла его улицах и площадях, новостройках и в индустриальных районах. К сожалению, этот так называемый «индустриальный пейзаж» многие «ачинающие самодеятельные художники не умеют решить выразительно и красиво. Некоторые из них слепо подражают известным картинам, не стремясь посвоему, интересно по композиции и колориту выполнить этюд. Поразному можно подойти к воплощению индустриальных мотивов. Картина Т. Салахова «Утренний эшелон» монументальна по своему линейному и цветовому строю, очень обобщенно написана. Но известны другие работы, которые кажутся на первый взгляд фрагментом заводской панорамы. Этим приемом удается както сблизить громады фабричных корпусов и фигуры рабочих, придать задушевность, будничность, человечность пейзажу. Картина Т. Салахова, при всей своей монументальности, лирична и тепла, краски ее прозрачны. Сочетание строгих линий дороги и моста со светлыми красками утра придает характерную для многих произведений этого оригинального художника целостность лирических и эпических черт композиции.
Чем же достигается единство монументального и лирического или чем «очеловечивается» индустриальный пейзаж? Прежде всего зоркостью в выборе мотива, умением и здесь найти такой момент в жизни природы, который позволяет написать этюд или картину живо и с настроением. А если найден, посвоему пережит новый и оригинальный мотив, связанный с тем или иным состоянием природы, то облегчается и работа над построением композиции. Глаз художника подмечает живописные достоинства, ритмичность и стройность там, где неискушенный взгляд отмечает лишь нагромождения корпусов, часто закопченных, изрядно послуживших или недавно вставших из хаоса строительных лесов и груд кирпича. Если вы увлечетесь понастоящему работой над пейзажем, то можете выполнить и зачетную работу в этом жанре, сделав за лето серию этюдов с натуры, связанных единством замысла и темы. В них задачи пейзажной композиции особенно важно решить образно, творчески.
Обязательно ведите работу с натуры, чтобы не утратить той непосредственности и свежести живописи, без которой пейзаж немыслим. Работа по памяти и представлению, если их сочтете нужным сделать, приложите к указанной серии натурных этюдов. Наброски по памяти помогают осознать цветовые и пластические особенности мотива, но целиком выполнить пейзаж без натуры вам будет еще трудно.

 (голосов: 2)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Пейзаж
  • Пейзаж
  • Начальные занятия по пейзажу
  • Изображение человека и композиция
  • Как писать этюды



  •