На сайт > Летние задания для начального курса > Различные наброски и зарисовки из жизни

Различные наброски и зарисовки из жизни


 В летнее время на начальном курсе особенно много надо работать над зарисовками и набросками (с натуры и по памяти). Рисовать надо не все. Чтобы работа получилась выразительнее, учитесь видеть то, что важно именно зарисовать, передать средствами рисунка. Надо уметь наблюдать окружающую вас действительность, извлекать из нее все интересное и ценное. Человек всегда в движении. Даже тогда, когда он сидит или спокойно стоит, его фигура пронизана внутренним движением: сразу видно, на какую ногу он опирается, как изгибается линия позвоночника, а значит поразному наклонены плечи по отношению к наклону линии таза. Голова как бы венчает эту линию движения, снизу вверх пронзившую фигуру. Рисуйте пока человека в спокойных позах, но показывайте, как он стоит, на> какую логу опирается, как изгибается торс (туловище), как «поставлена» голова (рис. 1). Постепенно научитесь отбирать из множества движений (поз) наиболее характерные.
Для этого рисуйте не специально позирующих людей в придуманных вами позах, а делайте наброски с занятых своим делом домочадцев. Потом выходите на улицу, идите на стройки, рисуйте у себя в цехе или в учреждении. Если живете в деревне, то вам можно только позавидовать, та>к как летом там особенно интересно вести зарисовки не только отдельных фигур, но и сценок работ на полях, фермах, на огородах.
При этом обратите внимание на то, как дветри фигуры объединены общим действием и не образует ли эта группа красивый, выразительный силуэт. И. Репин красноречиво описывает состояние особого творческого воодушевления, охватывающего художника при появлении интересной живописной группировки: «... я с дрожью удовольствия стал бегать карандашом по листку альбома, ловя характеры, формовки, движение маленьких фигурок, так прелестно оплетавшихся в полевой букет...». Если вам посчастливится зарисовать сценку, содержательную и целостную по силуэту, то, как говорят художники, у вас будет найдена пластическая «завязка» композиции.
Пусть сюжет ее будет несложен, но зато взят из самой жизни, правдив и искренен. Пусть зарисованы всего дветри фигуры, но зато найдена такая интересная связь между ними в линиях, формах, по общему силуэту, так живо схвачены характерные позы каждого человека, что педагог уже не упрекнет вас в том, что сцена «иллюстративна», композиция не построена художественно, не рассказывает о жизненном эпизоде на языке изобразительного искусства. Перед вами очень скромный рисунок великого русского художника, мастера композиции В. Сурикова (рис. 2). Исполнен он крайне просто, но сколько жизни в этой сценке! Сам мастер так говорил о значении подобных зарисовок: «Я очень красоту композиции любил. И в картинах старых мастеров больше всего композицию чувствовал. А потом начал ее и в природе всюду видеть... А на улице всегда группировку людей наблюдал. Приду домой и сейчас зарисую, как они комбинируются в натуре. Ведь этого никогда не выдумаешь. Случайность приучился ценить».
Тем более начинающему художнику важно не «сочинять», не придумывать первые свои композиции, а учиться находить их зерна в самой жизни. И учиться подсматривать и ценить то, что придает рисунку выразительность и цельность. Не забудьте о пропорциях фигуры человека, постоянно используйте метод сравнения, чтобы удачнее выявить отношение частей фигуры к ее росту, к размерам и характеру общей формы. Учитесь рисовать фигуру от общего и объемно. О набросках и зарисовках сценок, о разных задачах и о постепенности их исполнения прочтите в пособии: «Учебные задания для начального курса» (стр. 18—22). О технике графических и живописных работ вы узнаете из дальнейших бесед.
П. Федотов наброски карандаш
 
 
В. Суриков Маленькиее продавщицы цветов
 
В. Серов Лошадка