Некоторые начинающие художники держат карандаш так же, как и при письме. Это неправильно. Карандаш надо держать так, как показано на рис. 18 а, прикасаясь к поверхности бумаги только грифелем и изредка мизинцем. При этом движения кисти руки свободны, она и заправляет штрих по форме разнообразно, как бы выстилая ее штрихами (см. приложение, илл. 1). Да и рисунок рука не затирает, не размазывает и не мешает видеть весь целиком. Протянутая рука, держащая карандаш довольно далеко от острия грифеля, удерживает художника на расстоянии, необходимом для целостного восприятия рисунка. Начинающим художникам с непривычки трудно рисовать именно так: неумелой руке неловко держать карандаш поновому, она быстро устает в вытянутом положении.
Поэтому, попробовав держать карандаш как рекомендуется, но, почувствовав неудобства, учащиеся вновь берут карандаш неправильно. Надо понять, что это временные трудности. Приложив некоторые усилия, вы научитесь держать карандаш профессионально. В правильном положении карандаш именно касается листа, а не режет острием и не продавливает бумагу. Касания острием карандаша дают то очень легкую, воздушную, то более четкую и уверенную линию. Касания боком грифеля оставляют сочные рыхлые штрихи, широко закрывающие более темные тона и большие поверхности. Линия — адин из основных элементов рисунка — получается не однообразной, одинаковой, как проволока, а живой, разнохарактерной. Кроме этого, карандаш самозатачивается, когда рисуют боком грифеля. Правильно держать карандаш важно еще и потому, что это обеспечивает свободу в нанесении линий, штрихов па всех стадиях рисунка.