Краткосрочные рисунки необходимо чередовать с более длительными, позволяющими полнее изучить пластические особенности натуры и выдвигающими перед художником более сложные задачи. Поэтому с самого начала возникают вопросы технического и методического характера.
Длительные рисунки выполняйте более систематично, последовательно, с более четким знанием технических возможностей материалов. В работе над многосеансными рисунками необходимо: 1) уметь выбрать материал и технические приемы, соот ветствующие характеру натуры, замыслу, особенностям ком позиции; 2) остро почувствовать и сохранить до конца работы пер вое впечатление от натуры, а значит, поддерживать свежесть рисунка и, если в процессе моделировки появилась всетаки некоторая вялость или пестрота, уметь освежить работу за вершающим обобщением. Одним из важнейших условий успешного выполнения многосеансных рисунков и этюдов является последовательность в работе над ними. Соблюдение в течение всей работы принципа «от общего к частному» должно быть основной заботой учащегося. Рисунок начинают с компоновки, с выявления общих основных форм.
Готовясь к многосеансному рисунку, желательно сделать несколько предварительных набросков композиции, чтобы увереннее решать ее на большом листе.
Но это не значит, что найденную в набросках композицию можно буквально переносить но клеточкам на лист, подготовленный для длительного рисунка. Увеличение размеров рисунка неминуемо потребует определенных уточнений и исправлений композиции.
Предварительные наброски помогут представить себе, как должен выглядеть ваш будущий рисунок. Вы сможете в процессе работы над длительным рисунком опираться не только на метод сравнении и не просто «списывать» натуру, по постепенно овладевать методом обобщении умением, без которого бессмысленна многочасовая штудия натуры. Полезно также в ряде зарисовок изучить особенности формы п .освещения натуры, чтобы перед началом работы хотя бы в общих чертах представить себе конечный результат, определить общую тональность, в которой необходимо будет выдерживать рисунок.
Построение формы ведут так же, как в одиосеансном рисунке, т. е. намечают основные тени, вырубающие объем формы. Но на каждом этапе длительный рисунок особенно внимательно выверяют по натуре. Надо сразу вести рисунок так, чтобы на каждом этапе весь лист бумаги был заштрихован в одной степени законченности, т. е. надо избегать прорисовки отдельных частей рисунка изолированно от остальных элементов его. И здесь проявите стремление к активному обобщению впечатлений, к выявлению главного, характерного. Крупные размеры рисунка и тщательная моделировка требуют и бо лее контрастного решения работы. Ведь большой рисунок смотрят издали, и если его решить так, как альбомную зари совку, даже тщательно проработанную, то он покажется слепым пятном.
Необходимо энергичнее подчеркивать характер формы, контрасты света и тени, различие предметов и пространственных планов по тону. На большом рисунке заметнее и маленькая ошибка, а поэтому надо внимательнее увязывать пропорции, части с целым. Завершается рисунок обобщением, подкрепленным богатым знанием натуры. Этому тоже надо учиться, обращая внимание и на технические приемы обобщения рисунка, отыскивая наиболее выразительные средства решения конкретной задачи, замысла данной работы.