Если хотите вывесить свои лучшие работы, то надо их окантовать или поместить в раму (лучше всего со стеклом для предохранения от пыли). В том и другом случае необходимо проявить вкус и понимание связи окантовки или рамы с характером и об,щей тональностью произведения, а также с цветом стены, на которой проводится развеска. Рисунки и графические работы наклеиваются на паспарту преимущественно из белой бумаги. Акварели можно наклеинать на паспарту не только из белой бумаги, но п из специальной плотной бумаги, имеющей нейтральный умбрнстый цвет потемневшего холста. Ни в коем случае нельзя делать паспарту iu цветной настольной бумаги, цвет которой ядовит и забивает краски этюда.
Паспарту должно гармонировать с цветовой гаммой этюда или быть к ней нейтральным, помогая воспринимать живописные достоинства произведения. Подобным же требованиям должны отвечать и рамы. Поэтому багеты из «сусальной» позолоченной лепнины, слишком вычурные или тяжеловесные, непригодны. Лучше всего выбирать скромные белокремовые, коричневые пли простые деревянные неокрашенные шланки. рисунок вплотную к левому верхнему углу, а поле АБ разделите пополам. Из полученной точки В проведите вертикаль ВМ. Затем разделите пополам поле СД н проведите прямую КН. Точку II соедините црямой линией с точкой С.
Полученная на липни ВМ точка К и покажет место нижнего правого угла рисунка на паспарту. Приклеивать рисунок па паспарту лучше крахмальным клейстером или декстрином. Годится и негустой столярный клей. Но ни в коем случае не пользуйтесь силикатными конторскими клеями и синдетиконом: они дают желтые пятна и портят рисунок. Паспарту может быть сделало и в виде окошка, наложенного на рисунок, который с обратной стороны 'приклеивают тремя полосками бумаги. Формат выреза паспарту в этом случае несколько меньше, чем формат рисунка; поля паспарту можно определить так же, как и первом случае. Затем накладывается стекло и края его окантовываются полосками коленкора и.чи темной, по не черной бумаги. В картон, на который наклеивается рисунок, не забудьте предварительно вклеить ушки для нитиподвеса. Рисунки и эстампы вешают вплотную на стену. Этюды размешиваются с таким наклоном, чтобы их плоскость н луч зрения человека, рассматривающего работу, составляли угол, близкий к прямому. Освещение по возможности пало ныбнрать слева рассеянное.
Подготавливая работы к отправке на выставку или на консультацию, снимите холсты с подрамников, упакуйте в плотные пакеты. Ни в коем случае не сворачивайте рисунки в трубки, иначе они сомнутся или покоробятся.