Василенко А.С. Натюрморт с виноградом 1983 год
  Василенко А.С. Натюрморт с виноградом 1983 год

Хватов Н.Д. Цветы и фрукты. 1979 год
  Хватов Н.Д. Цветы и фрукты. 1979 год

Василенко А.С. Ромашки 1983 год
  Василенко А.С. Ромашки 1983 год

Приспособления для занятий на открытом воздухе
Занятия летом надо чаще всего вести на плейере. Да и в другое время года художники со ...

Левитин А.П. Портрет мальчика Андрюши
  Левитин А.П. Портрет мальчика Андрюши

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » Летние задания для второго основного курса » Пейзаж

Пейзаж

Необходимо продолжить выполнение кратковременных этюдов пейзажей, ставя более сложные живописные и композиционные задачи (см. «Рисунок и живопись», раздел «Пейзаж»). Углубляйте навыки исполнения быстрых односеансных этюдов, имеющих своей целью обобщенную передачу цветовых соотношений неба, земли, деревьев, воды и других основных элементов пейзажа. Одновременно поработайте и над первыми своими многосеансными пейзажными этюдами по соответствующему заданию пособия. Практические советы о выполнении многосеансных этюдов см. на стр. 101 —105. Наконец, от изображения мотивов с неглубоким пространством постепенно переходите к рисункам, а затем к этюдам более сложных мотивов, в которых глубина пространства наглядно выявляется и «строится» линиями убегающей вдаль дороги, реки, улицы, аллеи или просеки (см. соответствующие задания пособия). Выгодны мотивы, постранственность которых подчеркнута контрастом между затененным, допустим, первым планом и ярко освещенным вторым. Примером может служить «Околица» И. Левитана (см. «Рисунок и живопись», т. 1, илл. 6) или его известная картина «Вечерний звон».
Во всех случаях освещения и состояния природы надо суметь выявить и подчеркнуть цветовой контраст между первым и дальним планами изображаемого мотива. Не зря А. Иванов говорил, что каждому пространственному плану свойствен свой полутон и нельзя спутать оттенки первого и второго планов, второго и дальнего. Даже если вдали видна красная крыша или ярко блестящая полоса реки, надо суметь найти более плотные и весомые оттенки для первого плана, а дали увести в глубь пейзажа. По мере накопления навыков и знаний должна углубляться и образность вашей живописи. Задание — изучить изображение мотивов с глубоким пространством — надо воспринимать как новую творческую задачу. Бывает, однако, так, что этюд написан грамотно, умело, но выглядит ландшафтом, пособием по географии, оставляя зрителя равнодушным к нему. Нельзя просто выйти на простор поля и начать списывать ,необозримые дали. И здесь важно найти мотив, который прежде всего взволновал бы вас гармонией своих красок, эффектом освещения, пластичностью и ритмом форм и линий. Ваша задача — увидеть и прочувствовать элементы будущего пейзажа, выбрать наиболее выразительную часть пространства, найти выгодную точку зрения на мотив, который может станет стержнем композиции этюда. Активный выбор мотива поможет вам наметить план композиционного и цветового решения будущего этюда.
Советуем сделать несколько предварительных набросков карандашом и красками, чтобы проверить, насколько удачен этот выбор, особенно если вы готовитесь писать дватри сеанса. Компонуя пейзаж в этюде, учтите, как влияет на решение поставленных задач умение выразительно построить перспективу, найти пропорции основных масс, заранее «взвесить» плотность и величину крупных теней и пятен света, основных цветовых масс. Например, как и где наметить линию горизонта? Если провести ее строго посередине холста, то сразу в пейзаже появится вялость. Надо подумать, почувствовать, чего взять больше: неба или земли. Это зависит от характера мотива и от замысла пейзажного образа. В пособии «Рисунок и живопись» вы можете увидеть по репродукциям, как поравному решают эту задачу пейзажисты. Задумав показать созданное волей человека новое море, Г. Нисский в пейзаже «Рыбинское море» (т. 1, илл. 67) Оставил только узкую полоску неба. Наоборот, в рисунке В. Цигаля «Алтай» (т. 1, илл. 65) небо занимает более двух третей листа, словно шатром венчая свежевспаханную и напоенную вешней влагой жирную целинную землю. Не выбери художник именно такие пропорции неба, ночной мотив приобрел бы мрачноватость, не вяжущуюся с идейнообразным строем композиции.
Перед вами может расстилаться дорога, проселочная или шоссейная. И ее нельзя механически срисовать, наоборот, надо постараться сделать так, чтобы дорога стала интереснейшим элементом композиции, стержневой линией пейзажа, придающей ему определенную эмоциональность. Поясним этот совет на примерах. Художник Г. Нисский в пейзаже «Подмосковная зима» (см. «Рисунок и живопись», т. 1, илл. 70) и в ряде других своих работ, а также Т. Салахов в широко известной картине «Утренний эшелон» выбрали строго фронтальную .перспективу дороги. Это придает ее линиям и всему пейзажу стремительность, вносит в него порывистое движение и как бы втягивает зрителя в картину. А если перед вами спокойно колышется золотистое поле, тишина разлилась над его простором, спокойно и мерно чередуются небольшие увалы, плавно сливаясь у горизонта, то как нарисовать дорогу, стелющуюся среди хлебов? Попробуйте здесь выбрать другую точку зрения и нарисовать дорогу не фронтально, а ближе к диагонали листа. Может быть, такое решение перспективы будет больше отвечать образному строю вашего пейзажа? Понятно, что одновременно с определением линейного «каркаса» пейзажа необходимо заранее взвешивать и цветовые пятна неба, земли, дороги, почувствовать пропорции и пятна дерева или перелеска, если они красиво вкомпоновались в мотив. Для будущего колористического, а значит и эмоционального решения этюда все это имеет большое значение. И чем серьезнее используете средства композиции, тем образнее воплотите свои впечатления в этюде. А это поможет успешнее овладеть необходимыми навыками и решить учебные задачи.
Интересные изобразительно, содержательные, проникнутые кипучим ритмом нашей жизни мотивы можете найти и в городе — ла его улицах и площадях, новостройках и в индустриальных районах. К сожалению, этот так называемый «индустриальный пейзаж» многие «ачинающие самодеятельные художники не умеют решить выразительно и красиво. Некоторые из них слепо подражают известным картинам, не стремясь посвоему, интересно по композиции и колориту выполнить этюд. Поразному можно подойти к воплощению индустриальных мотивов. Картина Т. Салахова «Утренний эшелон» монументальна по своему линейному и цветовому строю, очень обобщенно написана. Но известны другие работы, которые кажутся на первый взгляд фрагментом заводской панорамы. Этим приемом удается както сблизить громады фабричных корпусов и фигуры рабочих, придать задушевность, будничность, человечность пейзажу. Картина Т. Салахова, при всей своей монументальности, лирична и тепла, краски ее прозрачны. Сочетание строгих линий дороги и моста со светлыми красками утра придает характерную для многих произведений этого оригинального художника целостность лирических и эпических черт композиции.
Чем же достигается единство монументального и лирического или чем «очеловечивается» индустриальный пейзаж? Прежде всего зоркостью в выборе мотива, умением и здесь найти такой момент в жизни природы, который позволяет написать этюд или картину живо и с настроением. А если найден, посвоему пережит новый и оригинальный мотив, связанный с тем или иным состоянием природы, то облегчается и работа над построением композиции. Глаз художника подмечает живописные достоинства, ритмичность и стройность там, где неискушенный взгляд отмечает лишь нагромождения корпусов, часто закопченных, изрядно послуживших или недавно вставших из хаоса строительных лесов и груд кирпича. Если вы увлечетесь понастоящему работой над пейзажем, то можете выполнить и зачетную работу в этом жанре, сделав за лето серию этюдов с натуры, связанных единством замысла и темы. В них задачи пейзажной композиции особенно важно решить образно, творчески.
Обязательно ведите работу с натуры, чтобы не утратить той непосредственности и свежести живописи, без которой пейзаж немыслим. Работа по памяти и представлению, если их сочтете нужным сделать, приложите к указанной серии натурных этюдов. Наброски по памяти помогают осознать цветовые и пластические особенности мотива, но целиком выполнить пейзаж без натуры вам будет еще трудно.

 (голосов: 2)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Пейзаж
  • Пейзаж
  • Начальные занятия по пейзажу
  • Изображение человека и композиция
  • Как писать этюды



  •