Этюды рекомендуется выполнят!, как масляными красками, так и акварелью. Параллельное изучение масляной живописи и акварельной техники помогает скорее овладеть основами живописи и расширяет технический кругозор худок Каждая названная техника имеет своп особенности, различен и выбор материалов. Начнем беседы о масляной живописи, затем перейдем к акварели. В конце кратко коснемся и других техник, овладеть которыми тоже полезно.
Широко распространенный и по традиции считающийся важнейшим вид живописной техники — масляная живопись получила название от основного связующего вещества — растительного масла. Нередко, когда указывают, в какой технике написан этюд, пишут кратко: «масло».
Материал, па котором выполняется этюд пли картина, называется основанием. Маслом лучше всего писать па холсте или картоне. Особенно широко применяется холст, который приятно пружинит под ударами кисти, позволяя наносить выразительные пластические мазки, энергично лепить форму. Поэтому прежде всего рекомендуем в качестве основания для масляной живописи холст, даже если вы только начинаете занятия живописью. Затраты па его приобретение и подготовку к работе окупятся удобствами и хорошим видом письма на нем, а начинающим живописцам помогут скорее овладеть лепкой формы кистью, а также и всем процессом живописи. Холст. Холст для живописи должен быть льняным или пеньковым. Хлопчатобумажные, вискозные и прочие ткани для живописи непригодны. Зернистая фактура холста очень удобна для живописи, позволяет разнообразить толщину красочного слоя и приемы наложения мазков, работать не только кистью, но и, когда нужно, мастихином. Однако следует соразмерять толщину нитей холста с величиной этюда. Для учебных этюдов выбирайте холст с нитями средней толщины. Мелкозернистый холст при неумелом письме быстро забивается краской, приобретая неприятную «клеенчатую» фактуру. Крупнозернистый холст применяется для больших картин (рис. 28). Некоторые художники любят использовать и мешковину, имеющую особенно рельефную фактуру. Но на пей пишут только крупноформатные этюды и картины. Это надо иметь в виду и самодеятельным художникам. Кроме того, выбирается пс очень разреженная мешковина, которую можно загрунтовать. В таких случаях нужен материал без какихлибо помарок или, в крайнем случае, хорошо выстиранная ткань от еще крепких мешков. Можно использовать так называемую «подбортовку», но достаточно плотную, так как холсты с редким плетением трудно грунтовать. Хорошо иметь небольшой запас разных типов холста, чтобы с самого начала занятий живописью изучать возможности каждого материала. После приобретения холста нужно позаботиться об изготовлении подрамников, так как свои свойства холст проявляет только тогда, когда он правильно натянут, не коробится, не теряет упругости под ударами кисти. Подрамники. Холст натягивают на подрамники, изготовленные из сухого соснового илиберезового дерева со скосом во внутрь (рис. 29).
Если для каждого этюда трудно сделать отдельный подрамник, то можно обойтись тремячетырьмя подрамниками разных, наиболее применимых для начальных занятий форматов: для односеапспых этюдов — 26x35 см, 16x25 см и для многосеанспых — 30x45 см. Холст загрунтуйте сразу для всех работ на большом, примерно метровом подрамнике. По мере надобности разрежьте холст на меньшие фор маты. Когда краски высохнут, готовый этюд можно снять, а освободившийся подрамник снова обтянуть холстом. В дальнейших занятиях вам придется более основательно продумывать выбор форматов и размер подрамников. Формат и размер холста, а следовательно, к подрамника устанавливаются в строгой зависимости от композиции этюда. Если односеансный этюд можно было сделать на заранее заготовленных холстиках, выбирая из различных подрамников наиболее подходящий для данного мотива, то работу над длительными этюдами, а тем более н;:д эскизами композиции можно вести лишь па холсте такого формата, который отвечает формату и размеру картона с окончательным рисунком эскиза. Чтобы при этом не терять времени на грунтовку и выдерживание холста, советуем иметь запас фабричного холста или предварительно загрунтовать холсты, натянутые па большие подрамники. После просушки и выдержки холсты можно разрезать на куски необходимого размера. От выбора формата будущего произведения зависит и конструкция подрамника. Нередко как раз па качество и конструкцию подрамника самодеятельные художники обращают меньше всего внимания, грубо сколачивая его из первых попавшихся планок, даже иногда не обстругивая их. Подрамника, мол, не видно за холстом! А между тем подрамник, назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить постоянное равномерное натяжение холста, серьезно влияет па нормальное ведение живописного процесса, не говоря уже о сохранности живописи. Равномерное натяжение холста особенно важно при выполнении длительного этюда, когда холст долгое время находится под многочисленными ударами кисти. На неустойчивом подрамнике не только неудобно, но и просто невозможно писать. Подрамники, сделанные из плохо высушенной древесины, неизбежно вызывают провисание холста, а то и коробят его. Прочность больших подрамников зависит также от правильного определения толщины и ши рины реек по отношению к их длине, а значит, и площади этюда или картины. Подрамник для этюда размером до 0,5 кв. м должен иметь сечение планок 4x1 см, а для этюда размером до 1 кв. м — 7Х 1,5 см. Подрамник дли картины размером 2 кв. м должен иметь сечение планок 10x2 см, а для картины размером 3 кв. м — 12X3 см. Подрамники для этюдов и картин, имеющих площадь более 1 кв. м, обязательно укрепляют крестовинами. Следите за тем, чтобы планки подрамника, особенно если он предназначен для длительного этюда, обязательно имели скосы. Желательно в углах подрамника, связанного в шип, вбивать в прорези колышки, чтобы в работе над длительным этюдом иметь возможность натягивать холст, который может несколько провисать от многочисленных ударов кисти. При выборе холста учитывается не только его размер, по и структура нитей, особенности их переплетений. Различают обычное (гарнитуровое и косое) и саржевое переплетение нитей. По толщине нитей холсты разделяют на зернистые, крупнозернистые и мелкозернистые. Холсты также бывают плотные и редкие. Последние трудно проклеивать и грунтовать, поэтому они применяются мало. Знакомясь с подлинными произведениями мастеров, обратите внимание, как целесообразен выбор структуры холста, как его фактура использована в построении красочных слоев картины, этюда. Постепенно вы поймете, насколько нее это важно не только для качества и сохранности живописи, но и для успеха в решении замысла, изобразительных задач художественного произведения. С самого начала занятий не допускайте небрежности в подготовке основания для живописи.