Палитра для акварели
В качестве палитры для смешивания акварельных красок может служить белая плоская таре ...

Викторов М.Д. Сказка для взрослых 2006 год
  Викторов М.Д. Сказка для взрослых 2006 год

Организация рабочего места
Чтобы вести занятия живописью и рисунком без помех, с настроением, в обстановке творч ...

Глюдза Ю.С. Натюрморт с грушами. 2002 год
  Глюдза Ю.С. Натюрморт с грушами. 2002 год

Коротун Е.Н. Танцующий город 2007 год
  Коротун Е.Н. Танцующий город 2007 год

Учимся рисовать красиво » Начинающим художникам » О технике и материалах рисунка и живописи » Как делать рисунок карандашом

Как делать рисунок карандашом

В начале работы над рисунком, когда намечается общая форма в целом, свободно наносят размашистые штрихи, охватывающие всю массу изображаемого предмета. Быстро переключаясь с наметки его низа и верха к засечке легкими штрихами справа и слева, отсекают другими штрихами не контур, а скорее всего место, которое занимает в пространстве объем предмета. Художник держит карандаш далеко от острия (рис.186). Так же надо держать карандаш и при завершении рисунка обобщающей широкой штриховкой. В середине работы, на стадии деталировки, можно передвинуть пальцы несколько ближе к острию (рис. 18 в). Но н в этом случае касайтесь бумаги только грифелем и мизинцем, а не боком ладони, иначе затрете и смажете рисунок. Во время работы надо смотреть не на острие карандаша, а как бы забегать глазом вперед, куда должна быть доведена линия (вспомните совет П. Чистякова заранее представлять себе, что «отсюда сюда — форма такая»). В ходе лепки формы штрихи наносят очень разнообразно, значит, и рука с карандашом должна поразному изгибаться в кисти. При этом она будет как бы ощупывать форму и выстилать ее штриховкой, следуя за изгибами рельефа. Начинающие держат карандаш, как ручку для письма, еще и потому, что пытаются сразу прорисовать контуры., очертания предмета во всех подробностях, словно обтягивая силуэт проволокой. Но от этого надо отвыкать. Не пытайтесь сразу вычертить точный контур. Правильное положение ка рандаша в руке поможет вам рисовать «от общего». Запом ните, что лучше несколько штрихов набросать, а среди них по ходу рисунка выбрать более удачный, чем без конца сти рать линию контура, словно прорезанную по бумаге острием грифеля. Плоскость листа должна постепенно принимать вид «окна с пространство», в котором расположены па разном расстоянии друг от друга объемные формы. Почаще отходите от рисунка. Оглядывая издали весь рисунок, художник сравнивает части с целым, не допуская пестроты, однообразия тонов или искажения пропорций. Когда нужно, вносятся решительные поправки, пока что без удаления ранее намеченных штрихов. Ведь они еще не столь сочны, самые сильные нажимы и сочные топа как бы оставлены про запас. Но уже намечаются основные светотеневые отношения, тени, проглядывающие словно через кисею или, как в проявителе, постепенно. Самое светлое место рисунка остается пезаштрихованпым. Топа, штрихи сгущаются в наиболее темпом участке рисунка. Намечаются различия топов других предметов натуры по светлоте. Рисунок постепенно переходит в стадию тонального решения, прокладываются полутопа, а тени соответственно усиливаются; заметнее выделяется контраст света и тени; определеннее — жирными и широкими штрихами — прокладываются самые темные тона, а в свету, где нужно, подчеркиваются «края» формы. Но нигде эти «края» не обводятся «проволочной» линией, которая обрезала бы фон н вместо трехмерного объема показала бы только одну половину предмета. Таким образом, рисование не имеет ничего общего с растушевкой по частям очерченных контуром фигур, которой занимаются некоторые неопытные художники. Контур в рисунке является результатом лепки формы тоном, штриховкой. Точное место «края» формы можно найти лишь в процессе завершения рисунка, особенно есл:и этот рисунок исполняет еще неопытный ученик, который затрудняется в точном определении очертаний формы. Да и задача тонального рисунка заключается не в том, чтобы очертить полностью силуэт формы, а в том, чтобы выявить ее объем и как бы погрузить в воздушную среду, расположить в пространстве. Для этого завершающей, особенно энергичной штриховкой при целостном видении всей постановки и всего рисунка подчеркивают те тона, которые способствуют выявлению объемов основных форм и глубины пространства. А детали, которые пестрят или «отрываются» от формы, смягчают.
 Усиливать тона можно жирными штрихами, по при этом надо учитывать общую тональность рисунка, не допуская излишней черноты, оберегая красивый серебристый тон, характерный для карандашного рисунка. Не следует допускать также глухой, сплошной затушевки теней. Во избежание этого новые штрихи наносят наискось или поперек других штрихов, положенных раньше, и следят, чтобы между штрихами оставались хотя бы точечные просветы, придающие даже самому темному тону известную воздушность. Оберегайте зерно бумаги от заглаживания, так как лоснящаяся бумага в рисунке и затертости штрихов придают рисунку крайне непривлекательный вид, блестят, мешая рассматривать изображение. Некоторые начинающие любители рисования связывают с гладкой и «аккуратной» оттушеванностыо свое представление о законченности рисунка. Они глубоко ошибаются: это не законченность рисунка, а «приконченность» его, и внешняя аккуратность по существу мертвит изображение. Тушевка напоминает только ремесленную ретушь фотографий. Свою приверженность к ней иные любители пытаются оправдать ссылками на работы старых мастеров, у которых будто бы законченные рисунки доводились до предела тщательности в тушевке. Это глубокое заблуждение, так как у подлинных мастеров ни тушевка, ни линия и другие средства рисунка никогда не были самоцелью. У начинающего рисовальщика всегда появляется соблазн оттушевать блики и рефлексы металлического' предмета, прочертить его жесткие линии. Посмотрите рисунок великого итальянского художника XVI века Тициана (см. приложение, илл. 1). Вглядитесь пристально в каждый штрих. Обратите внимание, какое живое впечатление производит рисунок в целом. В рисунке мастера вы чувствуете материальность видавшего виды" шлема, покрытого вмятинами. Но ни одна деталь не отчеканена в ущерб целостности рисунка. Все средства рисунка художник направил на выявление главного — формы. Он смело набрасывал штрихи так, словно обнимал ими весь шлем, поэтому штрихи заворачивал, заводил за видимую часть формы. Самые сильные нажимы художник делал всякий раз, когда старался подчеркнуть выпуклость, выступающую ближнюю часть забрала. Удаленные края его он штриховал гораздо мягче, почти физически заводя штрихи за шлем. И вот опять на зрителя идет все более четкий и сочный штрих, а на самом выпуклом месте шлема край забрала резко очерчен сильным взмахом угля, четкой и самой темной тенью. Посмотрите, как убедительно передано закругление «краев» формы: штрихи то почти исчезают или смазываются, то появляется местами «краевая» линия. Но нигде нет контура ради контура, нигде эта линия не спорит по своей силе и чет кости с напряженными ударами углем на самых выпуклых местах формы. Разнообразием штриховки в сочетании с мазком художник не только достиг впечатления полной объемности формы, но и передал характер предмета, свое обостренно живое ощущение образа натуры. Неисчерпаемые возможности штриха, линии, пятна в рисунке демонстрируют и другие работы мастеров разных эпох. Несложные схемы (рис. 19, 20) тоже показывают на простейших примерах «силу» линии и штриха.
 Нэ схеме 19 а проведены тонкие однообразные линии. Они лишь «закрепляют» плоскость листа. Такие линии называют плоскостными. На схеме 196 художник набросал разнообразные штрихи, от более сочных вблизи до еле заметных вдали. И сразу появилось ощущение «вблизи — вдали», возникло впечатление ухода плоскости вдаль (словно это поле стелется к горизонту): лист как бы «прорвался» и стал «окном в пространство». Здесь штриховка живая, пространственная. Или другой пример. На схеме 20 а банка нарисована верно в перспективе, но однообразным «проволочным» контуром. Поэтому она> кажется плосковатой. Когда же на схеме 20 б художник подчеркнул близость выступающей вперед части дна, ближнего края банки, а другие штрихи смягчил, то объем стал сразу чувствоваться убедительнее. Можно привести множество примеров подобного рода, но важно на практике поискать их в соответствии с характером натуры и своим видением формы, пространства. Рисунки репродуцированы здесь не для подражания (репродукции вообще бессмысленно копировать). Не следует слепо повторять приемы какоголибо мастера. С увлечением ищите свой подход к рисунку, ведь и на вашу долю осталось много еще не разведанного как в природе, так и в технике изображения ее средствами рисунка. В наш университет поступает много рисунков самодеятельных художников, и каждая талантливая работа поражает художниковпрофессионалов своей необычностью, новизной и искренностью.
Линии
Линии

 (голосов: 6)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • Как вести длительный рисунок карандашом
  • Как держать карандаш
  • Чем и как исправлять рисунки
  • Рисунок «под живопись»
  • Рисунок пером



  •