Начиная многосеансную работу, надо помнить, что перечерненный рисунок имеет неприятный вид и напоминает, по меткому выражению Чистякова, «печную заслонку». Карандашному рисунку свойственна серебристая, мягкая тональность, всякий раз согласованная с тональностью патуры. Но эта серебристость не имеет ничего общего с «серостью» рисунков некоторых начинающих художников, у которых получается однообразие в рисунке потому, что вяло передаются различия тонов, контрасты света и тени, однообразная тушевка не лепит, а «сплющивает» форму. Четко показать переходы светотени: свет, тень, рефлекс в тени, основные полутона в свету, ясно выявить разницу предметов по светлоте — вот что нужно для живой мггрпхорхи рисунка.
Длительные рисунки лучше всего выполнять такими карандашами, которые отличаются широкой шкалой тонов (от глубокого черного до легкого серебристого) и не склонны к затушевкам (блеск их особенно неприятен в законченном рисунке). Этим условиям отвечают карандаши типа «Ретушь» № 1—2. Штрих этих карандашей имеет приятную бархатистость и дает возможность в сочетании с мазками, растушевкой пальцем (сухим) или резинкой бесконечно разнообразить приемы рисунка (см. «Рисунок и живопись», т. 2, илл. 150). К сожалению, не все учащиеся подготовлены к работе над длительными рисунками в этом материале.
Одни чрезмерно чернят тона, другие спешат «растушевать», рисунок, забывая о том, что каждым штрихом надо конструировать, лепить форму. Часто такие работы приобретают вид фотографии, страдают вялостью формы. Поэтому наброски и длительные рисунки начинайте выполнять «ретушью» только с разрешения опытного художникапедагога. Многосеансные рисунки можно делать и карандашами «Орион», «Комсомолец», «Москва», «Эскиз». Эти карандаши также имеют широкую шкалу тонов, хотя и слабее, чем штрихи «Ретуши». В начале длительного рисунка, как известно, заостряется задача построения формы.
Поэтому нередко рекомендуется начинать работу легкими штрихами более жестких карандашей — ТМ, М, а на мягкие переходить постепенно, уже в процессе тонального решения. Если побываете в столичных городах, то постарайтесь приобрести карандаши чешского производства «Кохинор», «Саксония», наборы которых содержат номера от В до 6В (предел мягкости). Эти наборы представляют собой замечательную палитру, где карандаши разных номеров объединены единой природой материала, из которого изготовлены графиты. Поэтому и штрихи в рисунках не страдают разностильностыо. В каждом рисунке надо уметь показать и мягкость перехода светотени на округлостях, и твердые грани, контрасты света и тени (например, на выступах костей в рисунках головы, на суставах, на острых гранях). Касаясь бумаги боком грифеля, можно получать и широкие рыхлые штрихи, и острые линии, согласуя то и другое с фактурой изображаемого предмета. Рефлексы, если они в процессе рисунка приглушились, выбирают касанием резинки, но при этом следят, чтобы все рефлексы ни в коем случае не были светлее полутона. Блики протирают более твердой, но не чернильной резинкой, причем тут же их тона уточняют легкой дополнительной штриховкой. Если же оставить только протирку блика, то он будет выглядеть белой наклейкой на предмете.
В длительном рисунке труднее, чем в кратковременном, избежать затертостеп глухих тонов, металлический блеск которых очень неприятен. Чтобы этого не было, надо между штрихами оставлять хотя бы небольшие просветы, а также не нажимать на карандаш всем весом руки. Hi! в коем случае не прикрывайте ту часть рисунка, что, под рукой, листом бумаги, как это делают некоторые для «аккуратности» тушевки. И вообще не касайтесь рисунка тыльной стороной кисти руки, сидите перед работой на расстоянии полусогнутой руки. Не наклоняйтесь над рисунком и тогда, когда будете вести деталировку. Наоборот, именно на этом этапе следите за целостностью изображения, почаще отходите от рисунка или сидите откинувшись, охватывая взглядом весь рисунок. Штриховку фона некоторые учащиеся оставляют напоследок, как бы обрамляя им изображение натуры. Надо понять, что фон есть не что иное, как изображение пространства, находящегося за предметом, который вы рисуете.
Поэтому и предмет в рисунке не должен выглядеть приклеенным к фону. Тональные отношения надо решать так, чтобы форма смотрелась в среде. А чтобы этого достигнуть, надо штриховать фон одновременно с прокладкой тонов по форме. И чем плотнее выявляются в рисунке тона предметов, тем значительнее надо усиливать штриховку фона. Однако штриховка фона делается несколько скупее, обобщеннее н по тону гораздо спокойнее, мягче, чем моделировка предметов.
Это необходимо для того, чтобы ни тоном, пи резкостью штриховки фон не вырывался вперед. Особенно недопустима глухая, черная затушевка фона, которая лишает рисунок воздушности и свежести. Иногда фоном может служить и незаштрихованная бумага. Но контраст света и тени на предмете передается в подобных рисунках нежнее, прозрачнее — в отношении к тону бумаги. Длительно моделируя форму, не допускайте однообразно обводки контуров предметов, которая как бы разрезает формы, создает впечатление, что ее поверхность не закругляется, а обрывается резкими краями. По море того как вы будете лепить форму, ее очертания определяются топом. II границы формы, погруженной в среду, выявятся сами собой. Лишь коегде будет необходимо усилить очертания более четким штрихом — линией. Законченность рисунка определяется не выделанностью деталей, и степенью решения поставленной задачи. Таким образом, длительный рисунок вы должны закончить обобщением па той стадии, когда увидите, что задача, выдвинутая в очередном задании, достигнута. Разумеется, длительный рисунок должен отличаться крепостью лепки формы и построения композиции.