Карандашом выполняются также альбомные зарисовки и наброски продолжительностью 5—10 или 20—30 минут. Уже в на!чале занятий важно четко разобраться в задачах этого вида рисунков. Одни рисовальщики полагают, что надо молниеносно схватывать все детали, в одно мгновение сделать такой же рисунок, который делали прежде за тричетыре часа; другие, наоборот, ограничиваются в наброске приблизительными, схематичными наметками силуэта и поспешно начинают следующую зарисовку, чтобы «набить руку». Те и другие понимают задачи набросков неверно. Научиться метко схватывать в натуре самое существенное, характерное и передавать это самыми скупыми, но и самыми выразительными средствами — вот в чем увлекательная задача краткосрочных зарисовок и набросков. При этом набросок бывает даже лаконичнее, чем зарисовка, под которой подразумевают краткосрочный рисунок, выполненный для изучения тех или иных особенностей натуры. Как разнообразны особенности и характерные черты патуры, так неповторимы приемы исполнения каждого наброска. Свойства карандашей используются здесь художниками с особой изобретательностью. То твердым карандашом схватывают лишь основные движения фигур (рис. 5). То гибкой, живой линией, которая под рукой художника словно пульсирует, усиливается или слабеет, приближается или удаляется, лепят общую форму, объем, намечают особенности освещения (см. приложение, илл. 6). То пятном наносят на бумагу топ, который передает основные светотеневые контрасты, эффекты освещения или различия цвета (его светосилу) в натуре (см. 2т. «Рисунок и живопись», нлл. 163). Подобные наброски могут иметь различное назначение: подсобное, когда набросок предшествует длительному рисунку п помогает найти композицию, изучить пропорции, движение и т. д.; самостоятельное, когда карандаш улавливает нечто примечательное в натуре, фиксируя наблюдения, впечатления художника. В зависимости от особенностей натуры и избранного приема рисунка наброски могут быть исполнены помимо карандаша пером, углем, сангиной, кистью, палочкой и на различных сортах бумаги.