Если вы не занимались на начальном курсе, то для углубления имеющихся навыков советуем выполнить те работы, которые предваряют занятия по пейзажу: натюрморт с веткой, этюды и зарисовки элементов пейзажа, перечисленные выше. Может быть, иному самодеятельному художнику, работавшему над большими пейзажами и участвовавшему в выставках, такое задание покажется скучным учебным упражнением. Смотря как к нему подойти! Раздел пейзажа в пособии «Рисунок и живопись» открывается репродукцией с этюда великого русского художника А. Иванова «Ветка». Этот этюд открыл целую эпоху в развитии русской живописи, предвосхитив более чем на сорок лет открытия импрессионистов. До Иванова никто не умел так тонко передавать свет и воздух, рефлексы на листве от неба, игру света в ней. Ветка написана «в среде», а не просто «на фоне неба». Это было в свое время откровением в живописи. Более того, этюд до сих пор смотрится как значительное художественное произведение, поражающее своей целостностью, образностью и правдивостью.
Отсюда вывод: активное творческое отношение к натуре, обостренное видение живописных качеств ее помогает художнику достичь высокого «результата красоты» в скромном этюде, а при большом мастерстве — придать ему значимость законченного произведения. Серьезное отношение к заданию поможет вам сделать такие открытия, которые при самых скромных результатах заставят заново взглянуть и на природу, и на живопись.
На таких мотивах легче решать задачи, возникающие в работе над более сложными этюдами. Прежде чем выполнять задания по разделу «Пейзаж» основного пособия для первого курса, сделайте несколько предварительных самостоятельных зарисовок и этюдов. Это даст возможность втянуться в работу над пейзажем и понять основные особенности этого вида изобразительного искусства Если вы обратите внимание на красоту цветовых сочетаний в природе, на выразительность светотени и чередование пространственных планов, то повсюду откроете нечто необычное: живописную выразительность и содержательность.
Чтобы в пейзажных этюдах успешнее справляться с компоновкой изображения и достигать в работах известной выразительности, необходимо в ходе наблюдения окружающей природы стараться находить наиболее характерные и привлекательные мотивы. Начинающие нередко ищут нечто необыкновенное по красоте растительности и эффектам освещения, не видят ничего привлекательнее пышных закатов, а иногда подражают дешевым картинкам. Чем больше вы будете работать над пейзажами, тем сильнее разовьется способность находить поэтические мотивы и передавать в них нечто свое, только вашим глазам и сердцу открывшееся.
На первом курсе работайте над изображением мотивов с неглубоким пространством и небольшим числом объектов (чем меньше, тем лучше). Надо выбирать такие мотивы, в цветовом строе которых вы разобрались, тогда и писать этюды будете смелее. Ограничиваюсь выбором самых несложных мотивов, вы имеете полную возможность найти среди них и такие, которые особенно полюбятся и вызовут горячее желание рисовать. Работать над каждым этюдом и рисунком можно 1,5—2 часа. Выполнять их следует только с натуры, ни в коем случае не дорабатывая дома по памяти: такая доработка при отсутствии опыта лишает этюды свежести и непосредственности. Разумеется, что рисовать пейзажи по представлению вам еще рано, так как не накоплен необходимый запас наблюдений и навыков правильного изображения природы.
Какие изобразительные задачи надо будет решать? Изображаете ли вы скромный уголок двора, огорода или сада, пишете ли пейзаж только с одним деревом или скромной постройкой, — необходимо в первую очередь уловить и передать общее состояние освещения данного момента.
Природа бесконечно меняет свой облик в зависимости от состояния погоды и времени дня. С солнечным днем неразрывно связаны контрастная светотень, сильные блики света и глубокие, но прозрачные тени с яркими рефлексами. В пасмурный день светотень мягкая, мало выразительная, тени по площади незначительны. Зато полутона приобретают насыщенность, вы их видите больше, разнообразнее, цвет каждого предмета проявляется богаче. Прописывая светотень, не следует просто высветлять и затемнять одну и ту же краску; нужно искать цвет тени и цвет освещенной части, уяснять отношение теплохолодных оттенков (что теплее — тень или свет?).
В ходе этой работы вы осознаете, что и освещение имеет не только яркость, но и цвет. Этот цветовой оттенок присутствует в цвете всех элементов данного мотива, особенно ясно объединяя многообразные краски природы. Утром вы увидите преобладание одних оттенков, вечером — других (см. таблицу в альбоме наглядных пособий). В хмурый, непогожий день вокруг не просто темнее, чем в солнечный, а больше холодных, серебристых по цвету оттенков. Очень важно в самом начале работы уяснить отношение Цвета неба к цвету земли, определить, что светлее, холоднее или теплее по цвету: небо или земля, трава, деревья и постройки. В этом вам поможет нехитрое приспособление: возьмите стекло и закрасьте его с одной стороны черной краской; если посмотрите на отражение натуры в этом темном «зеркальце», то яснее увидите основные соотношения цветовых масс мотива. Оно же поможет увидеть, в чем заключается «изюминка» мотива и особая задача его цветового решения.