По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками. Современная фабричная темпера в качестве связующего содержит масляноказеиновую эмульсию (темперами называют краски, в состав которых в качестве связующих вводятся различного рода эмульсии). Следовательно, темперные кисти можно разбавлять водой и писать ими на бумаге. Можно разбавлять маслом и писать по картону или холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом, как масляными красками. Темперой можно выполнить панно на плотном полотне или на незагрунтованном холсте. Но такие работы не отличаются долговечностью, так как эмульсия слабо связывает живописный слой с основанием. Темпера широко применялась до изобретения масляных красок.
О ней вновь вспомнили в конце XIX века, когда выявились различные птороки в состоянии картин, выполненных маслом. Темпера имеет несомненные достоинства перед масляной техникой. Особой системы письма темпера не требует. Пишут ею довольно пастозно. Но лучше всего сочетать фактурные акценты с тонкослойными прописками. Порядок нанесения слоев темперы на прочность живописи не влияет, поэтому живописец имеет полную свободу в работе. Красочная палитра темперы богаче масляных красок, так как связующее темперы — эмульсия — позволяет использовать такие пигменты, которые с маслом применения не имеют. Основное преимущество темперы заключается в мягких и своеобразных по фактуре живописных цветовых переходах и мазках, в которых широкие заливки сочетаются со штриховкой или несколько графичным оконтуриванием форм. Это люжно видеть не только в станковой, но и в монументальной живописи. В росписи темпера прекрасно увязывается с плоскостью стены и своим бархатистым топом, матовостью утверждает эту плоскость. Произведения, выполненные темперой, хорошо смотрятся в тех условиях освещения, в которых масляные картины выглядят очень невыгодно. Основанием для станковой темперной живописи могут служить бумага, картон, плотная ткань.
Грунтовка, как правило, не требуется, а необходима лишь одна проклейка, чтобы основа меньше втягивала! связующее и не изменяла тон красок. Для проклеивания бумаги употребляются: снятое молоко, жидкий раствор казеина с добавлением нашатыря, разжиженные яичные, казеиновые эмульсин или скипидарные лаки. Эти же материалы годятся и для грунтовки картона и полотна. Пригодны для темперы и эмульсионные грунты, применяемые в масляной живописи. Темперную живопись, которую собираются выдержать в светлых тонах, ведут по белым грунтам или по проклеенной белой бумаге (многие сорта бумаги достаточно проклеены в фабричных условиях и пригодны к работе без дополнительной проклейки). Сначала раскрывают этюд в цвете, для чего широко и жидко прописывают все части изображения. Затем постепенно влодят пастозную лепку формы, причем и здесь художник свободен в выборе приемов нанесения корпусных мазков.
Если же начать прописку сразу пастозно, то в случае перетемнения тонов колорит этюда трудно будет высветлить. Дело в том, что густые мазки темперы имеют склонность к потемнению, к тому же темперные краски быстро высыхают и уточнить их оттенки повторными прописками не всегда удается. В темперных этюдах наиболее ярки и звонки по цвету те участки, которые прописаны по чистой бумаге за один прием (то же и .в гуаши). После высыханпя темпера приобретает приятную матовость и бархатистость, что в станковой живописи очень выгодно для передачи воздушной среды, а в оформительских работах это ее качество помогает увязать изображение с плоскостью стены, стенда и т. п. Темперные краски по высыхании светлеют и дают гамму более светлую, чем в масляной живописи.
Иногда картины, написанные темперой, покрывают лаком, которым углубляет тона и способствует лучшей сохранности живописи, но лишает ее матовости. Как уже сказано, темперные краски очень быстро высыхают и впоследствии не растворяются. Чтобы преодолеть неподвижность темперы, пишут, как правило, за один прием. Но можно работать по сырому холсту, лишенному проклеек н постоянно увлажняемому с обратной стороны в течение всего времени работы над этюдом. Все кисти для масляной живописи плоские и круглые, щетинные и колонковые — пригодны и для темперы. Но желательно их волос удлинить.
Это сделать просто: металлический черенок кисти нагревают над свечой или горящей спичкой, в результате чего расплавляется канифоль, которая скрепляет связку волос черенком; если слегка потянуть за щетину, то длина волос кисти увеличится; остывший черенок и затвердевшая канифоль снова закрепят щетину кисти. Если накоплен известный опыт в пользовании масляными и акварельными красками и усвоены основные принципы живописи, то самодеятельным художникам будет легче овладеть и техникой темперы. Неплохие темперные краски можно изготовить самим.
Для приготовления яичномасляной эмульсии берут 4 яйца (удаляют только пленки желтков). Содержимое яиц выливают в стеклянную банку и добавляют туда воды вдвое больше по объему (8 скорлупок) и один объем масла (4 скорлупки). Все это перемешивают до получения однородной массы—эмульсии, которую стирают с сухим пигментом. В последнее время в продаже появилась поливинилацетатпая темпера (на синтетическом связующем) — краска, быстро сохнущая и несмываемая, но при письме ведущая себя, как акварель.