Как и другие клеевые краски, гуашь содержит в качестве связующего вещества клей, а следовательно, растворима в воде. Поэтому гуашью пишут в основном на бумаге или на картоне, как акварелью. Но в отличие от последней гуашь обладает сильной укрывистостью, непрозрачна. И техника живописи гуашью строится на приемах пастозного письма, корпусной лепки формы. Здесь невозможна лессировка, хотя нижележащие слои красок в некоторой степени влияют на цвет верхних слоев, ослабляя их яркость. Надо всегда учитывать и то, что гуашевые краски по высыхании светлеют примерно раза в четыре. Это создает известные трудности в работе, особенно в этюдах с натуры. Однако привыкнуть к этому можно, усвоив некоторые приемы.
Один из них — составление колеров, хотя этот способ редко теперь применяется в масляной живописи и совершенно недопустим в акварели. Сначала делают красочные наброски мотива, чтобы разобраться в основных цветовых отношениях, характерных для него. Выявив основные тричетыре цветовых пятна, составляют для них колеры. Этюд раскрывают, пользуясь этими колерами. К ним постепенно добавляют оттенки, обусловленные влиянием освещения и цветовых контрастов (как и в акварели). Для колеров надо иметь десяток стеклянных или фарфоровых баночек. Первая прописка ведется жидко разведенной краской. Рекомендуется эту прописку отмывать водой под краном, как и акварель, для объединения оттенков.
После высыхания этого своеобразного подмалевка пишут гуашью пастозно. Но очень толстые мазки или слишком сложные наслоения гуашевых красок могут осыпаться и трескаться. Не допускайте «лужиц» на красочном слое, они дают пятна, ореолы, которые трудно удалить даже выскребыванием. Вписывание оттенков производится по первому влажному слою или по вполне высохшему. Но последний прием менее пригоден в декоративных работах. Гуашь широко применяется в декоративных работах благодаря тому, что дает плотные и бархатистые топа. Надо уметь покрывать гуашью большие плоскости планшетов под шрифтовые работы или под орнаментацию. Широкой кистью покрывают лист бумаги, предварительно натянутой на планшет и слегка увлажненной. Наносят размашистые мазки полосой к полосе, не проводя по уже закрытому краской месту, работая очень быстро.
Лист необходимо закрыть за один раз, так как перекрывание обязательно вызовет подтеки, растворяя связующее (клей) в уже подвинувшем слое краски. Подобные широкие тонировки гуашью в декоративных работах можно получать также специальными краскопультами или пульверизаторами, дающими особую бархатистую и чуть зернистую фактуру. Если нужно получить очень яркое пятно, то лучше наносить краску в один слой, по белой бумаге. Иногда в оформительских работах, где гуашь применяется очень широко, поступают так.
Место, которое хотят покрыть самым звучным цветом, заклеивают бумагой, вырезанной по контуру данного участка изображения. Клей берут резиновый, который не пропускает влагу и бесследно стирается резинкой. По заклеенному месту можно свободно проходить широкой кистью, проп.исывая окружающие участки плаката или стенда, а затем, сняв трафарет, сделать по чистому участку бумаги самые сочные удары цветом в один слой. Иногда гуашь комбинируют с акварелью, используя в целях уплотнения цвета наиболее ярких планов (смешанная техника). Широко используют гуашь в работе над эскизами театральных декораций, в книжной графике и иллюстрациях.